Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Category:

"Шаат неила"




Посмотрел первые две серии "Шаат неила", в иностранном прокате "Долина слёз". Первый и последний показ сдвоенные, поэтому всего будет восемь показов, десять серий.

Содержание нынешнего первого сезона: сирийский фронт в войне Судного Дня. Опорный пункт на Хермоне, танковые бои, бункер на Тель-Саки и т.д. Второй сезон, который собираются снимать, будет посвящен египетскому фронту.



Драматургия в целом шаблонная: любовный треугольник одна линия, отец ищет пропавшего сына-десантника вторая линия - это типа такой рядовой Райан, друг добирается до своих друзей на фронте третья линия, все линии пересекаются. Ну а вокруг война, внезапность нападения, шок, страх, убитые, раненые, трагедия, превозмогание, горечь "да как вы допустили и зачем это надо", которая еще дооформится по ходу дела.

Слишком много знающий ботаник, солдат разведки на Хермоне, который боится, что сирийцы у него всё выпытают, это намек на лейтенанта Амоса Левинберга, а в плане "он один предупреждал, а никто не слушал" он представляет всех, кто "один предупреждал". Заодно он работает Паганелем и в ураганном темпе сообщает зрителю информацию о количестве танков и отмеченных индикациях к нападению. Офицер-голанчик и его подруга-офицерша пока стереотипные геройские герой и героиня. Ну а чтобы не отвлекаться, заодно добавили и социальные проблемы и противоречия. Это нагрузили на танкистов: "Черные пантеры", которых для сериала не поленились научить говорить по-мароккански, командиры высокомерные кибуцники, травящие байки про иностранных волонтерш, религиозные солдаты как религиозные. И журналист, который ищет сына, не просто левый, а из "Мацпена". Еще глядишь сирийским шпионом окажется, как Уди Адив. А так стереотипный богемный деятель: дорогая тачка и спит с двумя девками разом. "Завидовать будем". А что его война застала без штанов в прямом смысле, то это такая тонкая аллюзия на то, что государство и армию война тоже застала без штанов. Ничего, он уже сказал, что еще на Синае на Шерманах рассекал, скоро снова танковый комбинезон вместо штанов наденет.



Перейдем к матчасти. Только не надо говорить "кино не про это" и поминать заклепочников. Кино про человеческие переживания, но это не театр теней, они специально деньги вбухали в железо. Раз железо есть на экране, значит его тоже надо осветить. И вообще про переживания любой дурак может, а про железо не любой дурак, а только редкий. "Никто, кроме нас".

Как постоянно повторяет реклама, "самый дорогой израильский сериал". Примерно 23 миллиона шекелей, это заметная сумма. Но всё равно это дорого только в израильских масштабах. Спецэффекты в виде авианалетов ладно, а железо гонять удовольствие недешевое. Одолженный у армии Центурион, по-нашему Шот, на ход поставили только один, остальные просто стоят для картинки, а где несколько в кадре едут, это комбинированные съемки и компьютерная графика. Т-55, переделанный обратно из Тирана, вблизи еще не показан, тоже только один на ходу, а пока размноженные из него сирийские танки видны издалека, там же и подбиваются. Когда сойдутся в упор, посмотрим, как это будет оформлено. Масштабного рубилова не должно быть и по деньгам, и по идейным соображениям, израильские фильмы про войну любят камерность, несколько солдат в бункере или один танк, и опять же тут надо отразить "малые против многочисленных". И так уже расщедрились на целый танковый взвод. Будет еще и полевой госпиталь, и больше пехоты на открытой местности, и прочее. Артиллерии пока очень мало, тоже нет денег.



Консультанты у них хорошие и имеющие опыт с той войны, солдаты и офицеры, и с Хермона, и танкисты, и пехотинцы, и в массовке куча реальных молодых и старых танкистов, и создатели много книжек прочитали и хроники посмотрели, поэтому где это не мешает драматургическому замыслу и возможностям, с боевой работой пока в основном проблем нет: команды, радиообмен, прицеливание, заряжание, стрельба и прочее вполне достоверно. Съемки проходили на местах боев, очень хорошо показано, что такое рампы и как с них стреляют. Сложить антенны, подъем на позиции, эти стреляют, тот наблюдает, распределение целей, поправки, бинокль как главный инструмент командира, всё верно. Реалистичные поломки, у того снаряд застрял, у этого башня не поворачивается. Контратака против сирийских коммандос тоже четко по инструкции: полный вперед, пулеметы, давить гусеницами и в конце заполировать гранатой.





В танке слишком тихо, но зрителю должно быть слышно, что танкисты говорят, по той же причине и по радио помех маловато. Зато не стали повторять глупостей типа снимания шлемофонов когда надо и когда не надо, как в фильме "Ливан". Только один такой кадр был на секунду. Это в "Игре престолов" в лютый мороз ходят без шапок, потому что в шапках и капюшонах зрители плохо различают героев, ну и пусть ходят отмороженные, а в танке нужен шлемофон. Не факт, что шлемофоны там в каждом кадре подключены проводом к ТПУ, но зато на голове, визуально порядок. Хотя видно, что в целом за подключением следили, провода не болтаются лишь бы как. Со шлемофонами там вопрос другой. В основном у них штатный для того времени шлемофон типа Т56-6, который у нас назывался VRC по названию всего радиосемейства, но у некоторых почему-то типа DH-132. Они тогда и в Штатах только-только появились, а в Израиле их приняли на вооружение в начале 80-х, добавили кевларовый шлем с большими ушами и назвали "Джантекс" по названию фирмы Gentex. Хорошо хоть киношники взяли вариант без ушей, не так в глаза бросается. То ли не хватило на складе Т56-6, то ли не глядя взяли и другие.





Смены магазинов и пулеметных лент в ходе стрельбы пока вроде не было, но не было и бесконечных очередей, были длинные, но не так чтобы совсем упороться. Поэтому мы позже посмотрим, освоили постановщики искусство перезаряжания, хотя бы за кадром, или будет боевик 80-х годов.

Зато что снаряды кончаются, это танкисты упоминают постоянно, как необходимую часть сюжета. Со снарядами там опять же вопрос другой: они используют бронебойные оперенные подкалиберные снаряды с отделяющимся поддоном, которых тогда не было. В 1973 они бы рады иметь БОПС, но у них бронебойные были только L28, L36 и L52. Первые израильские БОПС "Литуф" М111 приняли на вооружение в 1978, а использованные на съемках снаряды "Хец-6" следующего поколения это уже 80-е годы. Киношники взяли самое старое, что вообще осталось в армии, причем это макеты, зачем им боевые снаряды. Но раз вам реально не стрелять, то можно же и самим сделать макет тогдашних снарядов, хоть из люминия, хоть из чугуния. Но не стали напрягаться.



Нарукавная эмблема у танкистов непонятная, нигде такая не пробегала. Видимо, из нежелания встревать в старые разборки 7-й и 188-й бригад, кто внес больший вклад и кого незаслуженно обошли славой, придумали некую условную танковую бригаду, ни нашим, ни вашим.



У голанчика берет правильный оливковый, коричневые они получили только в 1976. У некоторых на полевой рубашке желтая нашивка ЦАХАЛ, как положено, а у многих черная, которая появилась только в 90-е. При том, что они и клич бросали по сбору тогдашнего снаряжения для сериала, а всё равно вышло не стопроцентно. Полевые штаны в основном правильные старые, но пробегают и новые с усилением ткани на коленях. С выходной формой с рубашкой проблем нет изначально, а штаны там у всех типа ДАГМАХ, что у голанчиков, что у танкистов, что вообще у всех, кто в выходной форме. Реально тогда выходной ДАГМАХ был положен только десанту, даже Голани его получили только в 1979, а танкисты и прочие еще позже, а до того для них были штаны типа "кофико". Ботинки кое-где проскакивают легкие, но в движении этого не видно, в основном там правильные тяжелые. Танковые комбинезоны старого типа, пехотные каски, разгрузки, Узи в количествах, FN FAL, пулеметы М1919, с этим в целом всё путём. Дальше будут еще летчики и сирийцы вблизи, а не только силуэтом, там тоже вложились в камуфляж, каски, Калашниковы, танковые ДШК, конкретно посмотрим в следующих сериях, как покажут, но старались. И сухие пайки правильные старые, на 5 человек.

Женская выходная форма зеленая. Реально зеленую они получили только в 1981, до того у них был светло-серый хаки. У офицерши значок женских войск, и она там в штабе дивизии по этой специальности и командует женщинами. Но кокарда у нее - военной прокуратуры. Влип голанчик.



А еще там встречается глюк перевернутых кадров. Только что всё было нормально, а в следующем кадре всё справа налево поменялось. И микрофон вдруг не с той стороны, и пулемет не с той стороны заряжается, и родинка на другую щеку перескочила. А потом обратно. Непорядок.

В трейлере, где в стиле "Игры престолов" по нарисованной объемной карте едут пластиковые танчики, это не Центурионы, а Меркавы. Хотя казалось бы, нарисуйте Центурионы, раз у вас даже настоящие есть, но нет.

И нельзя пройти мимо того, что всегда режет глаз, особенно на крупных планах. Центурионы утыканы приваренными креплениями для блоков динамической защиты, которая появилась на израильских танках только с 1975. Сами блоки давно сняты при списании танков, и вообще их отвинтить легко, а заморачиваться с креплениями киношники не стали, им армейская мастерская и так за замену мотора и постановку на ход большой счет выкатила. А крепления это же надо со всех танков всё срезать заподлицо, зачистить и закрасить, это долго, нудно и лишние деньги, а кто это оценит, кроме меня и узкого круга ограниченных людей. Башенные ящики с Тирана сняли для превращения обратно в Т-55, и за то спасибо, а что пушка осталась 105-мм с эжектором посередине ствола и прочие израильские детали, так опять же кто бы это оценил.



И еще там и сям по мелочи, но не будем дальше придираться.

Ну и возвращаясь к содержанию: антивоенная психология и драматургия у сценариста и режиссера понятны, творческим людям надо высказать свою идеологию, но конкретно сцены танковых боев хороши сами по себе. Кто читал рассказ Офера Глузмана, который я недавно выкладывал, может увидеть визуализацию, местами дословно. Отличный военный экшен. Зрители-танкисты при просмотре начинают повторять команды и криком подавать свои. Где хорошо сделано, там хорошо. Гут.

Subscribe

  • Эльад Пелед

    Эльад Пелед (Райсфельд) родился в 1927 в Иерусалиме. 1945 - вступил в ПАЛЬМАХ. 1946 - командир отделения. 1947 - командир взвода. Война за…

  • "Дембеля все уважают"

    Главный прапорщик Ицхак Таито по достижении возраста 80 лет уходит в отставку. Он призвался в 1959, и с 1968 до сих пор был дисциплинарным…

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 70 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Эльад Пелед

    Эльад Пелед (Райсфельд) родился в 1927 в Иерусалиме. 1945 - вступил в ПАЛЬМАХ. 1946 - командир отделения. 1947 - командир взвода. Война за…

  • "Дембеля все уважают"

    Главный прапорщик Ицхак Таито по достижении возраста 80 лет уходит в отставку. Он призвался в 1959, и с 1968 до сих пор был дисциплинарным…

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…