Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

"Русский, хучь в рабины отдавай"



Широко известно, что НГШ АОИ Рафаэль Эйтан (Рафуль) происходил из русских субботников. Так написано в ивритской, русской и английской википедии, в русскоязычной электронной еврейской энциклопедии и т.д. и т.п. Иногда уточняют, что из субботников была его мать Мирьям Орлова, иногда пишут без уточнений.

Однако эта широкая известность не имеет под собой оснований.

В Палестину в конце 19-го и начале 20-го веков приехало много русских субботников: Куракины, Дубровины, Матвеевы, Протопоповы, Сазоновы, Егоровы, Нечаевы, Филипповы, Евдокимовы, Быковы, Пивоваровы, Гроднянские и другие, но Орловы среди них не значатся.

Мирьям Орлова приехала в 1906 в Палестину из Цареконстантиновки, Екатеринославской губернии, вместе с родителями, Рафаэлем Орловым и Рахель Лифшиц-Орловой. В 1910 Мирьям вышла замуж за Элиягу Каменецкого-Эйтана, приехавшего в 1905 из Елизаветграда.

Элиягу и Мирьям, родители Рафуля, и сами были известные люди, и в их биографиях, в частности в энциклопедии Давида Тидхара "Первопроходцы и строители ишува", ничего про русские корни не сказано, евреи и евреи. И братья и сестры Мирьям тоже были известные люди: скульпторша Хана Орлофф и Цви Нишри-Орлов, один из основателей спортивного и скаутского движений в Палестине и первый учитель физкультуры в гимназии "Герцлия" – тоже нигде никаких упоминаний, евреи и евреи.

Когда у кого-то было субботническое происхождение помимо приехавших известных семей, как например у матери Александра Зайда, то вполне официальные биографии это упоминают. А про Орловых нигде ничего такого в исторической литературе нет.

Можно предположить, что корни этого слуха в семейной легенде, которую Рафуль также упомянул в вышедшей в 1985 автобиографии "История солдата", стр. 29:

"Легенда гласит – и к таким историям следует относиться сдержанно – что один из предков моей матери был телохранителем русского царя Николая I, в начале 19-го века".

Возможно это вообще легенда без оснований, возможно предок когда-то служил в гвардии, что в принципе потом в семье, через поколения и не разбираясь в деталях, могли трактовать как службу именно в телохранителях царя, и т.д. В любом случае это еще не означает русского происхождения. Но кто-то мог интерпретировать и так.

Был еще один смежный слух, возможно тоже как-то повлиявший. Про первую жену Рафуля, Мирьям, тоже ходили слухи, что она из субботников. Но она вообще приехала с семьей из Германии, где субботники и где Германия. Возможно путаница была из-за ее фамилии Яакоби. Субботники Матвеевы ивритизировали свою фамилию в Яакоби, и может быть кто-то решил, что жена Рафуля из них. На самом же деле никакого отношения она к ним не имела. Либо просто спутали Мирьям Эйтан мать и Мирьям Эйтан жену.

Так или иначе, слух о происхождении Рафуля из субботников появился, постепенно распространился и укоренился. Попытки исследователей найти хоть какие-то обоснования не дали никаких результатов. Йоав Регев при написании книги "Субботники в Галилее" не нашел никаких обоснований для этого слуха, мне в архиве АОИ ответили, что ничего такого не знают, другие люди тоже искали, и вообще везде всё глухо.

Разоблачение этого слуха результатов тоже не дало. Нахум Барнеа написал в некрологе Рафуля в "Едиот" в 2004: "Был Рафуль-человек, и был Рафуль-легенда. Например, про него говорили, что он не еврей, что его бабушка была из субботников, христианской секты, соблюдавшей субботу, члены которой поселились в Иудее и Галилее. АОИ вырастила несколько храбрых бойцов – я знаком с двумя – которые были потомками субботников, но Рафуль был кошерным евреем". Слуху это не помешало, и Барнеа потом пришлось возвращаться к этой теме.

Проблема возникла на религиозном фронте: родственников Рафуля раввины начали заносить в списки "непригодных к браку". Со многими герами из числа субботников есть эта проблема: неизвестно, где и у кого они прошли гиюр, и прошли ли его вообще, многие просто стали жить как евреи явочным порядком. Поэтому по галахе они не евреи, и кошерным евреям с ними сочетаться браком нельзя. Не все раввины устрожают, но есть и такие. Неизвестные люди могут проскочить "под радаром", но Рафуль известен, слух о его русском происхождении разошелся и известен, поэтому стали загораться красные лампочки, особенно для религиозных пар.

В 2000 в интервью Рафуля "Маариву" повторили семейную легенду о службе предка матери телохранителем царя, и сделали вывод про субботников. Писательница Рина Аврон, дочь Цви Нишри и двоюродная сестра Рафуля, написала ему после этого интервью письмо, что ее религиозных родственников в Кфар-Маймон занесли в черный список. Рафуль ответил, что в интервью его неверно процитировали, но это не помогло. Через несколько лет его племяннице снова не разрешили брак, Рина с трудом смогла его устроить. Потом еще один вернувшийся к религии родственник, Ронен Оренштейн, чья прабабка была сестрой матери Рины, рассказал раввину о родстве с Рафулем. Тот сказал, что Оренштейн должен развестись с женой, пройти гиюр и жениться заново. Оренштейн связался с Риной, и они начали разбираться.

На этом этапе Рина обратилась в контору "Ам ле-вадад", которая занимается проверкой еврейства и предотвращением смешанных браков. Два "следователя" ознакомились с документами, письмами и надгробиями, опросили Рину и сестру Рафуля Ципору Шахар, и в июне 2011 прислали свое заключение:

"На основании изучения документов и личного опроса свидетельниц, г-жи Рины Аврон и Ципоры Шахар, рекомендуем постановить, что семья Рафаэль и Рахель Орлов и их дети: Шимшон, Меир Дов, Рейне, Цви, Аарон, Маша, Мирьям, Хана, Авраам, есть потомственная еврейская семья. В этой семье не найдено никаких признаков смешения с нееврейскими корнями, ни со стороны русских православных, ни со стороны членов секты "субботников".

Эта рекомендация относится к семье Орлов в целом, и понятно, что по отношению к конкретному человеку, заявляющему о принадлежности к этой семье, следует проводить проверку происхождения принятыми методами проверки еврейства.

Настоящим подписываем:
Нафтали Шрайбер, специалист по проверке еврейства,
Симха Фридман, исследователь происхождения, специалист по истории секты субботников".

Тут кроме прочего надо знать, кто такой Нафтали Шрайбер. Рина Аврон описала двух следователей так: "Пришли два раввина. Один хороший, другой плохой. Хороший говорил вежливо. Плохой вел себя как КГБ".

Как КГБ вел себя Шрайбер, уроженец Киева. Это упорный борец со смешанными браками, гиюрами, фальшивыми документами о еврействе, выступает в СМИ, ведет общественные кампании и т.д. Он скорее вычеркнет кошерного еврея, чем допустит нееврейские связи. Поэтому его положительное заключение это еще не истина Господня, но это положительное мнение человека, заранее резко отрицательно настроенного на эту тему. Он не нашел никаких русских следов.

Через несколько дней после получения этого заключения Нахум Барнеа написал про эту историю в "Мусаф ле-шабат", субботнем приложении к "Едиот". Редактор приложения Авив Аврон – сын Рины Аврон, поэтому журналистское расследование было несложным. Барнеа снова повторил: "Про Рафуля рассказывают много историй, часть из верные, часть неверные. Одна из них гласила, что со стороны матери Рафуль был потомком семьи субботников из России", изложил описанные выше семейные и религиозные перипетии и привел ответ от "Ам ле-вадад".

Однако, как мы видим, это тоже не помогло, и о происхождении Рафуля из субботников по-прежнему написано от википедии и далее везде.

Субботники в Израиле окутаны таинственно-героическим ореолом, у них имидж могучих пахарей и воинов, простых, немногословных и работящих, которые выбрали веру Израиля и землю Израиля, и поливали эту землю потом и кровью, они сами и их потомки. Усадьба Дубровиных, Александр Зайд, Йоси Куракин и так далее.

Рафуль своим имиджем походил на них, хотя многое у него было именно имиджем. Злые и не только злые языки рассказывают, что как крестьянин Рафуль был так себе, порядка в хозяйстве никогда не было, оливковое масло, которое он продавал под собственной маркой, он на самом деле просто покупал, его знаменитая немногословность тоже была напускной, при случае он вполне мог утомить длинными речами, за простоватостью и солдафонством скрывался весьма хитрый и злопамятный ум, и т.д. Но табуретки делал сам, был очень прижимистым и выражался коряво. Вместе с неоднократно доказанной на поле боя личной храбростью имидж создавался вполне цельный.

Ну а потом тут слово, там байка, сам пошутил и не опроверг пару раз, вот легенда и сложилась. А если мать Орлова, так тем более. А что его дед Рафаэль Орлов был шохет и меламед в хедере, то кто про это знает.

В общем, еврейский генерал Рафуль был еврей, как ни странно.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 38 comments