Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

Трофейные танки и истребители танков Синайской войны


Т-34 на параде в Тель-Авиве, День Независимости, 6 мая 1957.




Истребители танков Арчер, там же.


СУ-100, там же.


Всего на этом параде среди других трофеев прошли 6 Т-34, 6 Арчеров, 2 СУ-100 и 8 Шерманов на трейлерах.


Общее количество:


Моше Даян, "Дневник Синайской кампании", стр. 204:

Т-34 – 26
СУ-100 – 6
Шерман – 40
Шерман с башней АМХ-13 – 12
Валентайн без пушки – 15
Истребитель танков Арчер – 40
Командирский Т-34 – 1
Эвакуационный танк Шерман – 3
Эвакуационный танк-бульдозер – 3


"Синайская кампания", управление главного офицера образовательных войск, 1966, стр. 103:

Т-34 – 26
Шерман – 58
СУ-100 – 6
Арчер и Валентайн – 55

Список тот же, только командирский Т-34 потеряли, а Шерманы всех видов и Арчеры с Валентайнами свели вместе. Арчеры на шасси Валентайна, так что эти Валентайны без пушки реально могли быть почему-либо невооруженными Арчерами.


Окончательного списка трофеев из архива АОИ сейчас под рукой нет, предварительный список от 16 ноября 1956 (архив АОИ, дело 1119-1034/1965, "Сводка технической разведки – первичная оценка трофеев"):

Т-34/85 – примерно 24-30
СУ-100 – 6
Шерман обычный с пушкой 75 мм М3 – 20
Шерман с башней АМХ-13 – 10-15
Арчер 17 фунтов – 30-40
Шерман бульдозер – 1-2
Шерман тягач – 1

Шерманов еще мало, остальные уже приближаются к вышеуказанным цифрам.




Принятие трофеев на вооружение:



Шерман:

Амиад Брезнер в "Пред Ним идет огонь", стр. 40, указывает среди трофейной техники, предназначенной к постановке на вооружение, 28 дизельных Шерманов и 8 Шерманов с башней АМХ-13, количества согласно документу "Трофейная техника на базах хранения и службы вооружения – наличие на апрель 1957". Там же, стр. 91: среди Шерманов, перевооруженных на пушку М-50, был 41 трофейный Шерман М4А2. Эти трофейные Шерманы имели парные дизели GM, часть была с башней АМХ-13. На 21 Шермане двигатель заменили на бензиновый Континентал, на 17 Шерманах оставили дизели и отправили их в 182-й окружной танковый батальон ЦВО. Как 21 и 17 суммируются до 41, неясно. Снятые дизели поставили на те истребители танков М10, которые прибыли в октябре 1957 с бензиновыми двигателями: 18 из 30 прибывших.

В "Истории службы вооружений 1948-1967" работы по трофейным Шерманам не упоминаются.

Моше Гивати, "В их руках закалялась сталь", стр. 102, упоминает только "Несколько трофейных египетских танков были модифицированы в модель М-50".



Арчер:

Было принято решение вооружить Арчерами 181-й окружной танковый батальон СВО и 182-й ЦВО. По Брезнеру, стр. 44, планировалось отремонтировать 36 Арчеров: по одной роте в окружных батальонах, и третья рота в командовании танковых войск. В декабре 1956 танковая школа получила 4 Арчера для обучения водителей. Затем выяснилось, что 3 Арчера нуждаются в глубоком ремонте, запчастей для которого нет, проверка других Арчеров показала, что их состояние не лучше. Поэтому тему обучения экипажей и принятия на вооружение отложили до нахождения решения по ремонту и обслуживанию. Затем в октябре 1957 прибыли 30 истребителей танков М10, в дополнение к уже имевшемуся 21 М10, и Арчеры в результате решили на вооружение не принимать. Вместо этого с них сняли 17-фунтовые пушки и вооружили ими старые М10, новые прибыли уже с ними.

Количество Арчеров на апрель 1957 Брезнер, стр. 40, указывает как 41.



Т-34:

Брезнер возможные планы по постановке Т-34 на вооружение и соответствующие работы не упоминает.

Гивати упоминает только попытки использовать детали Т-34 для других целей: стр. 102 – попытка установить двигатель Т-34 в корпус Шермана: "модель даже ездила, но из этого эксперимента тоже ничего не вышло"; и стр. 105, постройка "Чудовищ" ("Мифлецет"), тяжелобронированных машин для сирийской границы – Шерманы со снятой башней и сдвинутым в центр водительским местом, усиленные срезанными с трофейных Т-34 бронелистами. И то, и другое проводилось в 681-й мастерской.

Ицхак Яаков (Якобсон), который командовал 681-й мастерской в 1958-1961, в мемуарах "Господин ноль в квадрате", стр. 149, тоже упоминает только постройку "Чудовищ": с нескольких Т-34 срезали лобовую броню и наварили вокруг корпуса Шермана.

"История службы вооружений 1948-1967", стр. 244, упоминает работы по Т-34 без подробностей:

"В этот период было выполнено также несколько холостых проектов, не по вине 681-й мастерской. Тысячи часов планирования и работы были посвящены задачам, которые в результате не принесли пользы АОИ. Эти проекты включали модернизацию истребителей танков М10, восстановление трофейных танков Т-34 и бронеавтомобилей "Стегхаунд" – последнюю задачу поделили между собой 681-я и 682-я мастерские".

М10 продержались в АОИ до 1965, Стегхаунды еще в 1957 продали в Никарагуа, а включали ли работы по Т-34 только ремонт до рабочего состояния либо нечто более широкое, не сказано. В любом случае вскоре Египет и Сирия должны были начать прием Т-54, и Т-34 уже был неадекватным ответом, а количество их было небольшое.



СУ-100:

В литературе вообще никаких упоминаний. При их малом количестве постановка на вооружение была наименее целесообразной.



Тем не менее, на каком-то этапе в голове держали и Т-34, и СУ-100, как минимум теоретически. Архив АОИ, дело 94-846/1959, "Наличие бронетехники, пушек, самолетов", после Шерманов и АМХ указаны:

Арчеры: исправных на 14.5.1957 – 40, прогноз на 1.2.1958 – 48.
Т-34: исправных на 14.5.1957 – 14, прогноз на 1.2.1958 – 14.
СУ-100: исправных на 14.5.1957 – 4, прогноз на 1.2.1958 – 3.

Работы по Арчерам продолжаются, дополнительные М10, видимо, еще не прибыли. По прогнозу количество выше исходного числа трофейных Арчеров, вероятно собирались ставить 17 фунтов и на "Валентайны без пушки".

По Т-34 работы либо закончены, либо запланирован перерыв по загруженности мастерской, либо вообще работы еще не велись, и 14 штук были исправны изначально.

Если из 4 исправных СУ-100 по прогнозу должно остаться 3, то, видимо, одну машину собирались каннибализировать на запчасти.

Интересно, что в этом списке исправной техники вообще нет М10. По Брезнеру, стр. 41-42, на декабрь 1956 из 21 М10 было 11 исправных, на январь 1958, после покупки 30 дополнительных М10, из 51 М10 было 13 исправных.



Можно покопать в архиве АОИ целенаправленно, но в переписке службы вооружений и управлений генштаба реально грунтом засыпаться, а конечное решение на вооружение не принимать все равно ведь и так известно.

Но возле бывшей 681-й мастерской Т-34 иногда выкапывают до сих пор:

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 39 comments