Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Category:

Потому, потому что мы пилоты


Яэль Финкельштейн (Ром).


Обычно про ее участие в Синайской кампании рассказывается так:

Цивья Коэн, энциклопедия «АОИ в войске», том 15 «Женские войска – Служба кадров – Молодежные батальоны – Образовательные войска», стр. 59:

«29 октября 1956, 17:00. «Откуда-то» взлетает самолет Дакота. Пилот: А., второй пилот: лейтенант Яэль Финкельштейн-Ром, 29 лет [на самом деле 24. Д. Г.]. Задача: десантирование парашютистов в Митле. Это был первый самолет, перевозивший войска за линию фронта, и Яэль командовала десантированием и отдавала условные предупредительные команды перед прыжком – «Красный», и команду к десантированию - «Зеленый». С самолета Яэль десантировался и Рафуль, командовавший подразделением парашютистов. За всю Синайскую кампанию она записала на свой счет 50 полетных часов и почти ноль часов сна. Это были полеты по десантированию войск и снаряжения, и различные транспортные полеты».

Зеэв Шиф, энциклопедия «АОИ в войске», том 3 «ВВС», стр. 71:

«В штабе ВВС долго размышляли, задействовать ли Яэль Финкельштейн и других женщин из числа летного состава в Синайской операции. Кроме Яэль Финкельштейн, в ВВС была еще одна женщина-летчик, Рина Левинсон. Рина пилотировала самолеты «Гарвард» и различные легкие самолеты. В период операций возмездия летчики из легких эскадрилий пересекали линию прекращения огня. В апреле 1956 в генштабе было принято решение не разрешать Рине и другим женщинам пересекать границу на своих самолетах во время таких операций. Это указание касалось всего летного состава. Кроме Рины Левинсон и Яэль Финкельштейн, в транспортной эскадрилье было еще две женщины: младший лейтенант Батья Веронски, штурман, и Охалия Сегаль, радист. В одной из легких эскадрилий была еще одна женщина-летчик – сержант Рут Букбиндер.

Яэль не знала про указание генштаба, и удивилась, когда узнала, что ее не включили в список летчиков, которые должны вылететь после полудня. Так было до двух часов дня: один из офицеров эскадрильи вернулся из штаба ВВС с разрешением включить Яэль в состав экипажей, вылетающих к Митле. Ее сразу же записали на ведущий самолет первого звена, рядом с командиром эскадрильи. Яэль закончила пятый летный курс, в декабре 1951. Тогда как Рина Левинсон перевозила на легких самолетах глав [французской] миссии, Яэль продолжала летать на транспортных самолетах. Она участвовала в высадке парашютистов в А-Туре и была в экипаже, который вез в субботу 3 ноября начальника генштаба Моше Даяна, гендиректора министерства обороны Шимона Переса, поэта Натана Альтермана и других в первом полете по Синаю без сопровождения истребителей».


Майор Ицхак Штейгман, «Операция «Кадеш» - ВВС в 1950-1956», издание отдела истории ВВС, стр. 114:

«В 15:00 самолеты начали взлетать один за другим. Через пять минут все 16 самолетов были в воздухе и начали выстраиваться в звенья – четыре самолета в каждом звене. Ведущим воздушной армады был командир эскадрильи майор Яаков Ависар, с ним были второй пилот лейтенант Яэль Финкельштейн (Ром), штурман лейтенант Эяль Ахикар (Лос) и радист старшина Арье Алон.

После построения в звенья ведущий повернул на юг в сторону Беэр-Шевы. Каждая четверка летела закрытой «коробкой», около 500 метров между четверками, вслед за ведущим звеном. Лейтенант Яэль Финкельштейн описала свои чувства в тот момент:

«Мы низко и с шумом прошли над цепочкой поселков западнее Беэр-Шевы. Справа был виден поселок Патиш, и я спросила себя, действительно ли мы сможем на этот раз избавить жителей пограничья от кошмара федаинов и нарушителей границы...»

В 16:30, через час и тридцать минут после взлета и за полчаса до десантирования, самолеты пересекли границу на запад к югу от кратера Рамон на малой высоте в 100 футов, чтобы укрыться от иорданского радара. Они летели вдоль вади, сохраняя визуальную связь между звеньями. Полет проходил в радиомолчании, прерываемом только кодовыми сообщениями ведущего о продвижении по полетному маршруту.
...
К сумеркам самолеты Дакота прибыли к цели. По сообщению штурмана ведущего самолета, лейтенанта Эяля Ахикара (Лоса):

«Я хорошо видел вади параллельно дороге. Я летел, пока не увидел пересечение дорог. Определил ровное место, по которому дал зеленый свет. Сразу же по рации раздался голос Яэль: «Зеленый, зеленый, зеленый». Первые купола парашютов начали раскрываться за нами».


и т.д.


А вот как рассказал сам комэск:

Яаков Ависар, «Слоновья эскадрилья», стр. 316 [примечание: это автобиография Ависара, но она написана в основном в третьем лице, и героя зовут Геда – по имени его покойного друга-летчика Геды Шохата]:

«Геда вел за собой первую четверку и всю армаду. Повернул налево широким разворотом, немного опустив крыло, чтобы увидеть все самолеты на взлете. Вернулся над полосой, когда взлетел последний самолет. Повернул к Митле по намеченному и начерченному маршруту. Маршрут он выбрал извилистый, так они получат максимальное укрытие от вражеского радара. На маршруте обозначены перпендикулярные линии. От линии до линии десять минут полета. У них кодовые названия типа Морковь, Капуста, Редис, Палка. С помощью перпендикулярных линий Геда сообщал свое точное местоположение истребителям, которые прикрывали его сверху, чтобы они знали в каждый момент, где летит армада. Кроме кодовых сообщений, сохранялось радиомолчание. По радио говорила девушка, второй пилот. Геда взял ее в экипаж, чтобы запутать противника. Услышит голос девушки по радио, и не поверит своим ушам.
...
Геда приближался к точке десантирования на медленной скорости, скорости выхода парашютистов из самолета. Время застыло, а с ним и армада самолетов. Все ждали слова командира. Первый самолет продолжал ползти в воздухе черепашьими шагами к точке в Синае, и вдруг раздался громкий и ясный голос Геды: «Красный свет».

Девушка включила в самолете красный свет и одновременно сказала по радио всем самолетам: «Красный». Несколько секунд прошло в полной тишине. Геда крикнул: «Зеленый». Дала зеленый свет парашютистам в самолете и одновременно по радио армаде – «Зеленый».



Хехе.
Subscribe

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…

  • "Вооруженным глазом"

    Как я писал в статье про генерала Джейкоба, "фотографии с церемонии подписания акта о капитуляции стали самым растиражированным визуальным образом…

  • «Генерал Джейкоб – еврей на службе Индии»

    «Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя» — Ближний Восток, Дальний Восток, пустыни, джунгли,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 13 comments

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…

  • "Вооруженным глазом"

    Как я писал в статье про генерала Джейкоба, "фотографии с церемонии подписания акта о капитуляции стали самым растиражированным визуальным образом…

  • «Генерал Джейкоб – еврей на службе Индии»

    «Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя» — Ближний Восток, Дальний Восток, пустыни, джунгли,…