Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

«Научить сынов Африки лёту: авиационная помощь Гане и Уганде, 1958-1967» - часть IV


Часть I: http://david-2.livejournal.com/369886.html
Часть II: http://david-2.livejournal.com/370035.html
Часть III: http://david-2.livejournal.com/370380.html



Первые контакты с Угандой

В октябре 1962 Уганда получила независимость от Британии. Так как это государство включало несколько этнических групп, было решено ввести федеральный режим, с некоторой долей автономии для пяти главных этнических групп.54 В этих условиях премьер-министр Милтон Оботе придавал особое значение созданию сильной армии, которая сможет способствовать появлению единого национального сознания. Но это была нелегкая задача: военная структура, оставленная британцами, была в основном церемониальной и скудной по объему.55

В период после получения Угандой независимости Израиль играл центральную роль в строительстве военной структуры этой страны, а также во многих гражданских сферах.56 Отношения с Израилем начали складываться одновременно с получением Угандой независимости: уже в сентябре 1962 Оботе посетил Израиль, чтобы проверить возможности технического сотрудничества между двумя странами. Он посетил летную школу ВВС, впечатлился уровнем обучения и интересовался покупкой самолетов Фуга. После визита Израиль предложил ему создать в его стране школу летных и технических специальностей, под управлением израильских инструкторов.57 Отношения двух стран продвинулись еще на шаг, когда министр иностранных дел Голда Меир посетила Уганду в феврале 1963. В ходе ее визита было подписано несколько соглашений по сотрудничеству в гражданских и военных сферах, в том числе соглашение по авиационному сотрудничеству.58

В рамках соглашения правительство Израиля обязалось создать, организовать и обучить ВВС Уганды, и продать Уганде самолеты и снаряжение на удобных кредитных условиях. Для выполнения задачи, как указывалось, в Уганду будет послана группа инструкторов из ВВС, их жалованье будет выплачиваться Государством Израиль.59 После подписания этого и дополнительных соглашений в других областях военной помощи (обучение пехотных подразделений, артиллеристов, парашютистов и специальных полицейских сил) в Уганду для предварительной организации был послан полковник Зеэв («Зоник») Шахам, пехотинец, служивший за несколько лет до этого в Эфиопии, а теперь исполнявший обязанности начальника создаваемой израильской военной миссии.

В течение полутора лет в проекте авиационной помощи Уганде не было никакого продвижения. Главная причина не была новой – продолжение британского присутствия в командовании угандийской армии и на высших правительственных постах.60 Только в июне 1964, после решения правительства Уганды о полном прекращении британского присутствия в ее армии, были возобновлены контакты о создании угандийских ВВС. Уганда обратилась к нескольким государствам (Израиль, Индия, Пакистан и Гана) с просьбой о военном содействии. По словам угандийского историка Омара-Отунну, из всех этих государств на угандийскую просьбу лучше всех ответил Израиль, видимо, из-за заблаговременной подготовки к этой задаче.61 В июле 1964 Израиль посетил угандийский министр внутренних дел и обороны Феликс Онама, и сообщил, что премьер-министр Уганды согласился на израильский план по созданию ВВС в его стране. С этого момента израильская авиационная деятельность в Уганде получила большой размах.62



Угандийский курсант возле самолета Пайпер Супер Каб.


План по созданию ВВС Уганды

С возвращением угандийского министра домой его сопровождал начальник учебного управления ВВС (авиа-5) полковник Йешаягу Газит, чтобы спланировать там на первом этапе создание летной школы, и на втором этапе создание ВВС Уганды.63 В рамках этого на него было возложено «определить порядок передачи самолетов и временной график группы согласно возможностям приема в Уганде».64 Газит старался найти оптимальную комбинацию между оперативными требованиями и существующей инфраструктурой, объектами и бюджетом.

По следам его визита Израиль представил Уганде подробный план по созданию ВВС, где определялись следующие темы: этапы отбора и обучения пилотов реактивной авиации и механиков, бюджетное планирование, создание штаба, строительство тренировочной базы и авиабазы дополнительно к существующей (в Энтеббе), а также создание эскадрилий.65 План рекомендовал разместить управление ВВС Уганды в аэропорту Энтеббе. Рядом с ним откроется на первом этапе летная школа, где курсанты пройдут обучение на самолетах Пайпер, Фуга и Дакота. На втором этапе планировалось создание боевой базы в наиболее удобном месте с точки зрения обслуживания, строительства и близости к боевым операциям. Наконец, после задействования аэродрома Энтеббе и боевого аэродрома, рекомендовалось взвесить перемещение летной школы в Джинджу, главный учебный центр угандийской армии.

План включал также временной график, в общих чертах: набор и селекция курсантов (месяц), курс молодого бойца в армии (от месяца до двух), подготовительный курс (два с половиной месяца), летный курс и параллельно курс механиков (около года), доставка самолетов Фуга из Израиля, курс боевой подготовки по окончании летного курса, и, наконец, создание транспортно-связной эскадрильи.66 27 июля 1964, перед возвращением в Израиль, Газит сообщил штабу ВВС и министерству обороны, что план по созданию угандийских ВВС одобрен Оботе; вскоре будет назначен местный командующий, и ВВС будут подчинены командующему армией.67


Из Танганьики в Уганду

Авиагруппа, прибывшая в Уганду для выполнения этого плана, первоначально создавалась не для этого; это была группа, служившая перед тем в Танганьике.* С января по август 1963 в технической школе в Хайфе проходил курс пилотов связи и разведки на самолетах Пайпер для курсантов из Восточной Африки: пять из Кении, шесть из Танганьики и четыре из Уганды;68 после этого курса был подписан договор с Танганьикой об авиационном содействии, и авиагруппа из 16 человек (из них пять летчиков) работала там с октября 1963. Во главе группы был подполковник Ицхак Явне, который командовал до того летной школой, и был «выдернут» из университета командующим ВВС, чтобы занять эту должность в Африке.69 Задачей группы в Танганьике было завершить обучение шестерых пилотов, обученных в Израиле, и тренировать их на более современных самолетах, а также обучить механиков и новых летчиков до уровня пилотов связи и разведки. Для этого морским путем были доставлены и собраны на месте четыре самолета Пайпер из Израиля.70

* Так называлось это государство до объединения с Занзибаром, после чего название было измененено на Танзанию.



Окончание курса пилотов связи и разведки для курсантов из Уганды, Танганьики и Кении. Техническая школа в Хайфе, август 1963.


С Танганьикой было договорено, что на более позднем этапе Западная Германия пожертвует самолеты и оборудование, а израильская группа продолжит обучать. Но в июле 1964 выяснилось, что Германия намерена также обучать пилотов с помощью немецких инструкторов – в полном противоречии с договоренностями между Танганьикой и Израилем; подполковник Явне объяснил, что статус израильской группы в результате этого мог быть серьезно поколеблен. Кроме того, видимо, были также и политические причины, из-за которых израильское правительство решило прекратить авиационную деятельность в Танганьике.71

Несмотря на разочарование из-за прекращения проекта, момент был удачный. Таким образом Израиль мог немедленно ответить на просьбу Уганды о посылке группы летных инструкторов. В августе 1964 под командованием Явне группа перелетела на своих самолетах из Танганьики в Уганду – расстояние в 1600 км, в три отрезка. Два первых отрезка были покрыты за один день, и самолеты Пайпер, летевшие на скорости около 150 км/ч, находились в воздухе около семи часов в целом. Полет сопровождался сложностями с навигацией, из-за отсутствия точных карт для больших частей маршрута; летчики были вынуждены полагаться лишь на магнитный компас, и так как в Танзании есть районы со значительными магнитными аномалиями, навигация была сложнее. Полет четырех самолетов Пайпер в небе Африки, по свидетельству Явне, был приключением, оставившим у летчиков яркое впечатление. После посадки в Энтеббе им был устроен официальный прием.72



Возле одного из самолетов Пайпер Супер Каб в Танганьике. Стоят второй и третий слева: технический офицер Гилель Пелед и командир миссии подполковник Ицхак Явне.


В сентябре 1964 началась операция «Гвоздь», в ходе которой в Уганду на самолете Стратокрузер («Анак») в несколько рейсов были доставлены шесть разобранных самолетов Фуга и дополнительное оборудование. С ними прибыли члены технической группы и подполковник Дани Шапира, летчик-испытатель ВВС. Кроме того, прилетели два самолета Дакота, которые должны были обслуживать создаваемое угандийское десантное подразделение. Операция «Гвоздь» закончилась в середине 1965-го года.73

Первой задачей, возложенной на группу ВВС в Уганде, было проведение воздушного парада в честь второй годовщины независимости Уганды, 9 октября 1964, в присутствии премьер-министра Уганды Милтона Оботе и министра внутренних дел и обороны Феликса Онамы. Таким образом, требовалось подготовиться к проведению парада менее чем за два месяца с момента прибытия группы в Уганду.

Успех в выполнении этой задачи был особенно важен для группы ВВС, желавшей доказать свои способности правительству Уганды уже в самом начале процесса содействия, из-за конкуренции со стороны британцев.74 Было решено, что в параде примут участие четыре самолета Пайпер, пилотируемые угандийскими летчиками, обученными в Израиле, и два самолета Фуга, пилотируемые израильскими инструкторами; в начале сентября, в ходе подготовки к параду, на самолете «Анак» прибыли обе Фуги в разобранном виде, с технической группой для сборки и с летчиком-испытателем Шапира.

Передача ответственности африканцам и включение реактивных самолетов были двумя элементами, с помощью которых израильские ВВС хотели обеспечить поддержку местных властей. Угандийский летчики, обученные в Израиле, прошли интенсивные тренировки по проведению полетов в строю, а израильские летчики тренировались в аэробатических фигурах. И действительно, несмотря на нехватку времени и отсутствие элементарной инфраструктуры, парад прошел с большим успехом; после этого местная пресса впервые опубликовала факт создания ВВС Уганды под управлением израильской группы. Так группа перешла от анонимности к открытому присутствию, и завоевала большую популярность и среди членов правительства и парламента, и среди широкой публики.75

После первого парада группа ВВС продолжила проводить ежегодные авиационные парады по случаю Дня Независимости Уганды, которые с течением времени усложнялись, и в которых всегда участвовали и угандийские летчики.76 В ноябре 1964 началась поставка вооружений для Фуг (ракеты, бомбы и патроны), для показательных стрельб перед угандийцами.77


Продолжение следует.



Примечания


54. M. Cornevin, “Histoire de l`Afrique contemporaine”, Paris, 1972, pp. 341-342.
55. A. Omara-Ottunu, “Politics and the Military in Uganda, 1890-1985”, Oxford, 1987, p. 170.
56. «Израиль и Уганда», МИД, 1972, стр. 16-18.
57. Там же, стр. 2.
58. Там же, стр. 10.
59. “Agreement between the Government of Uganda and the Government of Israel”, 4.4.63, архив АОИ 351/67/133.
60. Интервью автора с полковником запаса Зеэвом Шахамом, 19.3.90, архив ВВС.
61. Omara-Ottunu, op. cit., p. 66.
62. Карни Уриэлю, Дар-эс-Салам, 21.7.64, архив АОИ 351/67/133.
63. Телеграмма Газита и Шахама в Кампале командующему ВВС, 27.7.64, архив АОИ 351/67/133.
64. Телеграмма КарниУриэлю в Дар-эс-Саламе, 21.7.64, архив АОИ 351/67/133.
65. “Summary Report Regarding the Establishment of Uganda Air Force”, архив АОИ 351/67/133.
66. Газит командующему ВВС, 3.8.64, архив АОИ 351/67/133.
67. Телеграмма Газита и Шахама в Кампале командующему ВВС, 27.7.64, архив АОИ 351/67/133.
68. Альтман учебному управлению авиа-5, «Подготовка к курсу Хасон-1», 17.1.63, архив АОИ 688/65/52; телеграмма Шахаму, к сведению посла и гендиректора МО, 21.7.64, архив АОИ 351/67/133.
69. Картотека старших офицеров, архив АОИ.
70. О работе группы в Танганьике см. начальник авиаотдела учебному управлению авиа-5, «Работа летной школы в Танганьике», 4.9.63, архив АОИ 341/67/126.
71. Интервью автора с полковником запаса Ицхаком Явне.
72. Шахам Карни и учебному управлению авиа-5, 12.8.64, архив АОИ 351/67/133; Карни Шахаму, 21.7.64, архив АОИ 351/67/133; Цви Гутман, «Четверка Пайперов в Энтеббе», «Битаон Хейль а-Авир», июнь 1979, номер 10 (111).
73. Гов начальникам отделов 1, 2 и 5 технического управления, начальнику отдела электроники, командиру базы снабжения 18, начальнику авиа-1, начальнику авиа-5, «Подведение итогов совещания по операции Гвоздь», 17.9.64, архив АОИ 351/67/134; начальник отдела электроники подполковник Маклеф начальнику авиа-5, начальнику авиауправления и начальнику технического управления, «Электронные системы в самолете Дакота», 26.10.64, архив АОИ 351/67/134.
74. Телеграмма Шахама Газиту, 17.8.64; телеграмма Шахама Цельнеру, 7.8.64, архив АОИ 351/67/133.
75. Шахам Карни «Продолжение работы по созданию ВВС в Уганде», 21.10.64, архив АОИ 351/67/134.
76. Каспит начальнику авиа-5, «Четырехмесячный отчет», 3.11.65, архив ВВС.
77. Тех-3 Шахаму и Явне, 26.11.64, архив АОИ 351/67/135.

Subscribe

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…

  • "Вооруженным глазом"

    Как я писал в статье про генерала Джейкоба, "фотографии с церемонии подписания акта о капитуляции стали самым растиражированным визуальным образом…

  • «Генерал Джейкоб – еврей на службе Индии»

    «Но мы еще дойдем до Ганга, но мы еще умрем в боях, чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя» — Ближний Восток, Дальний Восток, пустыни, джунгли,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 8 comments