Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

«Научить сынов Африки лёту: авиационная помощь Гане и Уганде, 1958-1967» - часть III


Часть I: http://david-2.livejournal.com/369886.html
Часть II: http://david-2.livejournal.com/370035.html



Выполнение

С конца марта до начала мая 1959, срока прибытия первых членов группы, Шаткаи давал из Израиля указания Гиршу, личному пилоту Нкрумы (который должен был, кроме обязанностей летного инструктора, исполнять в школе обязанности инструктора по наземным специальностям), по дальнейшей подготовке к открытию летной школы. Гирш отвечал за первичный отбор кандидатов, организацию жилья для первой израильской группы, ускорение решений по размещению и строительству, касающихся школы, и даже за выбор лекторов по теоретическим вопросам. По этим вопросам Гирш координировал свою работу с ганским министерством обороны, ввиду трудностей, которые создавали британцы, занимавшие различные посты в оборонном аппарате. В некоторых случаях требовалось личное вмешательство Нкрумы для решения вопросов и освобождения бюджетов.38 Несмотря на медленное продвижение, деятельность Гирша демонстрировала израильское присутствие и показывала, что вопрос решается и продвигается.

В начале мая Шаткаи вернулся в Гану, и в конце того же месяца к нему присоединились первые члены израильской группы, капитан Йоэль Дан, главный летный инструктор, и прапорщик Менахем Калуш, главный технический инструктор. Они оба удостоились официального приема от лица правительства Ганы. С их прибытием процесс отбора ускорился: была создана приемная комиссия, которая проверяла кандидатов, подходящих по образованию и здоровью.* Комиссия, под руководством Шаткаи, включала двух израильтян, трех ганцев, одного британца и одного индийца.

* Чтобы обеспечить соответствие кандидатов надежным медицинским стандартам, Шаткаи выдал врачам медицинские бланки, полученные от медицинского офицера ВВС, подполковника доктора Давида Баруха.


Среди членов приемной комиссии наметились разногласия: Шаткаи хотел, чтобы все 24 кандидата, признанные годными, были приняты на курс – не потому, что у них был особо высокий уровень, а из опасения, что в более мелкой группе не найдется десяти, которые закончат летный курс. Британские и ганские члены комиссии, напротив, полагали, что нельзя снижать критерии, и нашли только 17 достойных летного курса кандидатов; в результате их мнение возобладало.39 Летный курс должен был продолжаться около года, до получения крыльев пилота разведки и связи; его программа была такой же, как на аналогичном курсе в Израиле: подготовительный этап, только по наземным дисциплинам, и первичный этап, где курсанты начнут летать на легком учебном самолете, продолжая изучать наземные дисциплины.40 Уровень требований к курсантам по наземным дисциплинам тоже был аналогичным требованиям к пилотам разведки и связи в Израиле. Но израильских инструкторов попросили преподавать гораздо медленнее и основательнее, чем принято на летных курсах в Израиле, из-за низкого уровня курсантов в теоретических областях; каждый час обучения в воздухе требовал больше часов обучения на земле, чем было принято в Израиле. В целом курсанты закончили 1500 учебных часов по техническим и теоретическим дисциплинам.41



Лейтенант Гонен с ганскими курсантами. На заднем фоне ангар, самолет Хиндустан Т-2 и самолет Пайпер Супер Каб.


Только после начала наземного обучения, 11 сентября 1959, состоялось праздничное официальное открытие летной школы, в присутствии Нкрумы. Премьер-министр Ганы отметил в своей речи удовлетворение от израильской помощи в создании ганских ВВС. В ходе церемонии Шаткаи командовал парадом, который принимал эйр-коммодор Сингх, индийский командующий ВВС Ганы.42 Это было символическим выражением странного распределения ролей в ганских ВВС: практическая израильская работа и церемониальное индийское командование.

Каждый курсант набрал 120 летных часов, половина из них полеты «соло» (без инструктора). Программа включала упражнения по ориентированию, аэробатике, полетам в строю, полетам по приборам и ночным полетам. На этапе ночных полетов израильская группа столкнулась с нежеланием британцев выделять авиадиспетчеров (которые тогда все были британцами) вне рабочих часов. В результате Шаткаи решил, что он должен обучить местных и для этой должности, и действительно были обучены четыре ганских диспетчера.43

Кроме обучения пилотов, по ходу работы около 20 ганских техников обучились всем профессиям, требуемым для деятельности летной школы, это было частью программы африканизации, бывшей краеугольным камнем для израильской группы. На каждом рабочем месте находился израильский техник, который по ходу дела обучал профессии своих ганских помощников; они получили также несколько теоретических уроков, кроме практической учебы.44



Ганские техники обслуживают самолет Хиндустан Т-2 под пристальным наблюдением израильского техника.


8 апреля 1960 произошла смертельная авария: в ходе учебного полета погибли лейтенант Александр Сафра и курсант Саркодие с первого курса.45

Кроме обучения, израильские инструкторы участвовали и в других авиационных действиях в Гане. Проводимые французским правительством в пустыне Сахара ядерные испытания привели к тяжелому конфликту между ним и странами Западной Африки. Гана, Либерия и Гвинея утверждали, что эти испытания подвергают опасности жизнь африканских народов.46 Израиль отказался официально поддержать позицию Ганы против своего союзника, Франции, но косвенно помог Гане в этом вопросе; инструкторы летной школы провели полеты на севере страны для сбора образцов воздуха.47

В июне 1960 летная школа начала готовиться к празднованию Дня Республики,* который должен был включать военный парад и парадный полет самолетов летной школы. Британский офицер, назначенный командующим воздушным парадом, получал инструкции от эйр-коммодора Сингха, но полет в строю и аэробатические фигуры выполняли израильские инструкторы. Им не дали никакой возможности повлиять на проведение парада, но они знали, что в случае неудачи ответственность будет возложена на них. В этом их положение не отличалось от постоянно сопровождавшего всю их работу в Гане. В результате парад прошел с большим успехом, и тем не менее, возможно, у него были отрицательные последствия для дальнейшей работы, из-за высокомерной публикации в «Маариве», согласно которой израильские инструкторы были вынуждены провести парад сами, из-за неумения курсантов. И в самом деле, главным фактором, определившим решение командира школы по этому вопросу, была сложность выполнения аэробатических фигур на этом самолете, который был тяжелым для своего двигателя, и курсанты еще не достигли уровня, требуемого для показательных полетов.48 Газетная заметка в опубликованном виде была, таким образом, правдивой, но задела чувства ганцев (кое-кто позаботился ознакомить их с ней), и, видимо, она имела некоторый вес в дальнейшем развитии событий.

* В июле 1960 Нкрума объявил, по результатам референдума, о превращении Ганы в республику (до тех пор страна входила в Британское Содружество, и королева Британии была формальным главой государства). Одновременно Нкрума стал президентом страны и принял титул «осаджиефо» - избавитель.


30 октября 1960, после 16-ти месяцев обучения, курс закончился, и состоялся праздничный парад, на котором 10 выпускников первого ганского летного курса получили пилотские крылья. Нкрума произнес речь, и равным образом поблагодарил Израиль и Индию за их помощь. Этому предшествовал ожесточенный спор Шаткаи и посла Моше Бейтана с командующим ВВС и НГШ, британцами. Последние утверждали, что курсанты должны продолжить обучение в Англии, прежде чем станут достойными получить крылья.49 Но в этом случае, в отличие от большинства подобных, руководство Ганы решило согласно позиции израильтян, и нетрудно понять, почему.



Церемония вручения пилотских крыльев выпускникам первого летного курса в Гане, 30 октября 1960. Стоят справа налево: выпускник Курантанг, подполковник Адам Шаткаи, президент Ганы Нкрума, командир эскадрильи Гримилс и сержант-майор Кварши.


«Не будем раздувать историю»

Когда курс приближался к концу, посол Бейтан встретился с Нкрумой и снова попытался убедить его провести с помощью Израиля «ганаизацию» ВВС. Но Нкрума удивил Бейтана, сказав, что «летчики и командиры могут быть иностранцами, главное, чтобы самолеты были ганскими». Нкрума добавил, что, по его мнению, нельзя связывать судьбу ганских ВВС с одной великой державой (Израиль в данном случае включался в эту категорию), и в конце пообещал ознакомиться с предложениями Шаткаи и с рапортом британских летчиков, прежде чем примет решение о будущем своих ВВС.50

11 октября 1960 Бейтан получил письмо от ганского министра обороны. Вместе со словами благодарности за работу подполковника Шаткаи и его группы, министр сообщил о решении Нкрумы, что ганские ВВС будут реорганизованы под единоличным британским командованием. Несмотря на зондирование в сторону Индии и Израиля, Нкрума в конце концов решил в пользу бывшей колониальной державы, Британии.

На встрече министра сельского хозяйства Моше Даяна (который посетил Гану в октябре 1960) с президентом Ганы обсуждалось и решение о прекращении авиационной деятельности Израиля в его стране. Нкрума пояснил, что из-за его намерения приобрести канадские самолеты, незнакомые израильским летным инструкторам, он больше не видит необходимости в помощи израильских ВВС. Он также выразил желание ускорить на месяц, на начало марта 1961, окончание контракта с Израилем. Когда подробности ганского решения сообщили премьер-министру и министру обороны Давиду Бен-Гуриону, он ответил: «Не будем раздувать историю – в конце концов Гана имеет право устраивать свои дела по своему желанию».51

Однако, несмотря на решение об окончании контракта, министр обороны [Ганы] обратился к подполковнику Шаткаи и попросил его открыть в ноябре 1960 второй летный курс. Он хотел ограничиться только наземными занятиями, потому что курсанты должны были потом перейти в новую школу в Такоради, портовом городе на западе страны. И действительно, второй курс (в котором участвовало 14 курсантов) начался в назначенное время, и израильское участие в нем закончилось в марте 1961, когда курсанты были уже на этапе полетов.52



Лейтенант Гонен проводит урок по метеорологии для ганских курсантов на курсе номер 2.


«Гана дала Израилю вход в Африку»

Несмотря на политические и организационные трудности, сопровождавшие работу ВВС в Гане, следует определить их деятельность в этой «зародышевой» миссии – в ходе которой было обучено десять пилотов разведки и связи, около 20 техников и четыре ганских авиадиспетчера – как успех. Вместе с тем, обстоятельства, при которых закончилась работа миссии, затеняли ее достижения. На совещании генштаба в декабре 1964 о военном содействии Африке командующий ВВС, генерал-майор Эзер Вайцман, подвел итог авиационной деятельности в Гане:

«Если бы Гана услышала от нас по некоторым вопросам «нет», если бы мы сказали, что если мы не командуем, то мы не хотим создавать школу, как хотел Нкрума, и не согласились бы на индийский самолет, который никто не знал, а на наш самолет, то мы бы закончили в Гане более основательно, и сегодня оставалось бы больше влияния в ганских ВВС... Но в Гане, как уже сказано, всё стерлось».

Однако полковник Нахман Карни, ответственный за зарубежное содействие в министерстве обороны, высказал на том же совещании другое мнение: «Общий баланс в авиационной области положительный. Гана дала Израилю вход в Африку, и я вижу в этом входе важную и положительную вещь. Если вы оцениваете эту деятельность, то толчок дала Гана».53 И действительно, работа ВВС в Гане заложила основы для взаимодействия ВВС с другими государствами в Африке, которое достигло пика в связях с Угандой.


Продолжение следует.



Примечания


38. Лейтенант Гирш в Гане подполковнику Шаткаи, 2.4.59 и 9.4.59.
39. Дневник Шаткаи, архив ВВС.
40. Там же, там же.
41. Интервью Шаткаи, там же.
42. Авриэль министру обороны, 11.9.59, архив АОИ 706/60/105.
43. Интервью Шаткаи, там же.
44. Интервью Шаткаи, там же; интервью Хадаса, там же.
45. Голда Меир семье Сафра, 20.4.60, госархив 3308/11; отдел потерь ВВС, «Книга погибших»; “Ghana`s flying training school: The Beginning”.
46. UN General Assembly, “Resolution on Nuclear Tests in the Sahara”, Appendix B, 19.9.59, госархив 3094/30.
47. Интервью Шаткаи, там же; о политике Израиля в этом вопросе см. И. Герцог в Вашингтоне начальнику отдела Африки Бен-Хорину, 22.10.59, госархив 3094/30 б; Бейтан, посольство Израиля в Аккре, министру иностранных дел, 12.6.60, госархив 3307/35.
48. Дневник Шаткаи, стр. 182-183, 190-197, июнь 1960; Э. Лотем, «Отношения Израиля и Африки в зеркале израильской прессы», «Беайот бейнлеумийот», осень 1975, номер 3-4, (28), стр. 35.
49. Дневник Бейтана, 26.9.60, госархив 3307/35.
50. Дневник Бейтана, 6.8.60, госархив 3307/35.
51. Дневник Бен-Гуриона, 13.10.60, архив Бен-Гуриона.
52. Министр обороны Ганы Графт-Диксон послу Израиля в Аккре Бейтану, 10.10.60; дневник Бейтана, 11.10.60, госархив 3307/35.
53. Совещание ГШ, 7.12.64, архив АОИ 847/62/179.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 10 comments