Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

«Научить сынов Африки лёту: авиационная помощь Гане и Уганде, 1958-1967» - часть I

Глава из книги «Неспокойное десятилетие 1956-1967», издание отдела истории ВВС, 1995.


«Научить сынов Африки лёту: авиационная помощь Гане и Уганде, 1958-1967»

Мирьям Дармони



Введение – Израиль и Африка

В 1958-1967 ВВС получили опыт нового рода деятельности: содействия новым африканским государствам в строительстве их военно-воздушных сил, путем создания летных и технических школ, обучения пилотов и техников и помощи в организации. Эта деятельность ВВС не касалась напрямую национальных оборонных усилий Израиля, а была частью усилий израильского министерства иностранных дел по нахождению новых союзников в Африке.

В этой статье описывается деятельность ВВС Израиля в Гане и Уганде. Это не были единственные государства в Африке, получавшие израильскую помощь в авиационной области,* но они представляют интересные примеры деятельности такого рода: в Гане израильским ВВС была впервые дана возможность проявить присутствие на черном континенте, а в Уганде это присутствие было особенно масштабным и продолжительным.

* Программа обучения пилотов в Малагасийской республике (Мадагаскар) не была осуществлена, но ВВС действовали также в Танганьике (затем Танзания) и в Эфиопии. Деятельность в Эфиопии отличалась по своему характеру, потому что у этого государства были некоторые авиационные традиции. Израильские специалисты сосредоточились там на разведывательном сотрудничестве, тренировке парашютистов и обучении пилотов для транспортных самолетов; по сути, на развитии существующего, а не на создании с нуля. Более того, Эфиопии придавалось стратегическое значение, из-за ее географической близости к арабскому миру и владения одним из главных источников Нила. Деятельность в Танганьике упоминается в тексте статьи.


Попытки Израиля прорвать дипломатическую блокаду путем предоставления военной помощи (включая авиационную) новым государствам третьего мира начались уже вскоре после Войны за Независимость. Ярким примером этого направления является ряд соглашений, подписанных с Бирмой (ныне Мьянмар) в 1954-ом году, в рамках которых Израиль продал этому государству самолеты Спитфайр, провел курс переподготовки для бирманских пилотов в Израиле, а также направил в Бирму делегации техников для обучения местных техников обслуживанию самолетов.1

Но не азиатский континент предоставил Израилю наибольшие возможности сыграть эту роль. Более широкое поле деятельности нашлось на африканском континенте, где постепенный распад британской и французской империй, находившийся на пике в 1956-1963, привел к созданию большого числа новых государств.2

Проводники израильской внешней политики – и во главе их министр иностранных дел Голда Меир – не замедлили понять появившиеся перед ними новые возможности. Уже в 1958 такова была официальная позиция Государства Израиль относительно Африки:

«Следует использовать любую возможность и любой появляющийся шанс, чтобы войти любым возможным путем на освобождающиеся территории либо на приближающиеся к статусу независимых государств. Этот вход, смыслом которого является не только предотвращение входа других элементов (Египет и т.д.), но и упрочение связей и положения Израиля относительно этого континента, будет основываться на приобретении экономических позиций и развитии хозяйственной деятельности».3

Как было принято в то время, область военного содействия вообще не упоминалась; вместе с тем надо отметить, что военное содействие действительно не занимало важного места в рамках общего содействия Израиля большинству государств развивающегося мира.

Ко всему этому добавлялся политический мотив: Израиль надеялся использовать свои достижения в Африке как рычаг в отношениях с США. Целью было завоевать симпатию этой державы путем превращения Израиля в «мост» между ней и новыми государствами, которые не хотели солидаризоваться с ней в этот период напряжения холодной войны. Свидетельство успеха этого направления можно найти в факте, что США финансировали – обычно тайным образом – часть израильских программ по развитию Африки.4

В плане военного содействия Африке набор целей был еще более широким, что выражено в словах НГШ генерал-лейтенанта Ицхака Рабина на совещании генштаба в декабре 1964:

«а) Само наше присутствие предотвращает вход враждебных элементов, если мы достигаем только этого, это уже оправдано.
б) Если можно таким путем получить частичную поддержку тех или других политических целей.
в) Если можно развить военные отношения в общих взаимоотношениях, которые можно использовать для достижения долгосрочных оборонных либо разведывательных целей.
В каждом случае, где можно достичь одну из трех целей, деятельность оправдана».
5

Кроме того, у ВВС был собственный интерес в развитии связей со странами третьего мира: нахождение рынков для устаревшего военного снаряжения, главным образом для винтовых самолетов, которые в тот период списывались со службы в ВВС.6

Те же причины, по которым Израиль предлагал помощь африканским государствам, подвигли некоторые государства приложить максимальные усилия для срыва этой деятельности. Среди противников был Советский Союз (из опасения, что Израиль снабдит африканские народы заодно и мировоззрением, которое составит умеренную альтернативу коммунистической идеологии), а также бывшие колониальные державы, стремившиеся сохранить влияние на государства, получившие от них независимость, и после ее получения.7 Но главное сопротивление деятельности Израиля в Африке исходило, по понятным причинам, от Египта/ОАР.

Несмотря на эти препятствия, израильские предложения по предоставлению разнообразной помощи новым государствам Африки встречали положительный ответ. Наоборот, с точки зрения государств региона у Израиля было несколько качеств, делавших его имидж положительным. Израиль представлял в глазах африканцев очень удачное сочетание одновременно технологического и социального прогресса, знаний и социализма, а также историю успеха государства, самостоятельно освободившегося от ига колониализма.8 Что касается оборонной области, израильская концепция армии граждан, солидарной с государством и мобилизуемой на национальные проекты, была по душе некоторым африканским лидерам, которые хотели скопировать израильскую модель молодежных движений, молодежных батальонов (ГАДНА), военно-поселенческих войск (НАХАЛЬ) и т.д., как инструменты создания национального самосознания.9 Возможно, успехи «маленькой» армии в операции «Кадеш» тоже способствовали репутации Израиля.


Деятельность ВВС в Гане – первые контакты

Вышеописанные факторы, основанные на обоюдных интересах, впервые выразились в отношениях Израиля и Ганы (бывшего Золотого Берега), получившей полную независимость от Британии в 1957. Связи Израиля и Ганы начались еще до получения независимости: уже в ноябре 1956 работник МИД Ханан Явор был послан представлять Государство Израиль в колонии, готовящейся обрести независимость, а также открыть консульство в столице Аккре.10 С предоставлением независимости, 29 марта 1957, консульство стало посольством, и тогда Израиль получил возможность углубить свое участие в местных делах. Главной причиной были опасения нового правительства, во главе с Кваме Нкрумой, что СССР, США, Западная Германия и особенно Британия попытаются завладеть экономикой государства.11 При таком положении дел Израиль мог посодействовать во многих областях. И действительно, с помощью Израиля в Гане были созданы совместная компания морских перевозок,12 совместная строительная компания и сельскохозяйственные фермы, также из Израиля в Гану были посланы специалисты в различных областях.13

Кроме этого, в отношениях государств был и военный аспект. Гана унаследовала от британцев маленькую армию (три батальона пехоты), вынужденно оставшуюся под командованием британских офицеров. Однако премьер-министр Ганы полагал, что следует незамедлительно начать процесс «африканизации» офицерского корпуса, одновременно с расширением армии. Поэтому за три года после независимости были созданы две пехотные бригады, а также ВВС и ВМС. Но было ясное недовольство тем, что военная помощь была в основном британской, и британцы занимали самые высшие должности – включая министра обороны и начальника генштаба. Видимо, для баланса Нкрума решил обратиться также к Индии и Израилю за получением авиационной помощи.14 Возможно, решение обратиться к Израилю происходило, кроме прочего, из того, что Нкрума получил в подарок от правительства Израиля, в октябре 1958, самолет Пайпер для личного использования, а также пилота, Ицхака Гирша.*

* Гирш был послан в Гану как гражданское лицо; ранее он служил летчиком в звании лейтенанта в 100-й эскадрилье. Он был снова принят в ВВС в марте 1959, по рекомендации подполковника Адама Шаткаи, чтобы стать летным инструктором в летной школе в Аккре, как описано далее.



Премьер-министр Ганы Кваме Нкрума в пилотском кресле самолета Пайпер Супер Каб. Возле него его личный пилот Ицхак Гирш.


Процесс принятия решений

Военным содействием Гане занимались и министерство иностранных дел, и министерство обороны, не всегда скоординированно. Работа сотрудников посольства в Аккре, особенно посла Эхуда Авриэля (сменил Явора) и первого секретаря Цви Гилата (работник министерства обороны, бывший связным по всем военным вопросам), была важным вкладом в действия по военной помощи.*

* Кроме авиационного содействия, Израиль помогал Гане в военном плане в том числе и в создании «Бригады строителей» по образцу НАХАЛя.


Возможность по оказанию израильской помощи Гане в авиационной области была впервые упомянута 22 октября 1958, на встрече Нкрумы с Авриэлем и Гилатом. В ходе беседы Нкрума официально пригласил израильского офицера, чтобы тот стал советником министра обороны по авиационным вопросам. Этот офицер должен был возглавлять процесс создания ВВС Ганы, с подчинением ганскому офицеру, который будет назначен командующим ВВС; как было сказано в одной из телеграмм Авриэля и Гилата, «несмотря на его статус советника, он будет фактически командующим ВВС»; и они также написали, что «если этот человек будет сочтен подходящим, будет закреплено наше проникновение в оборонную систему Ганы в целом». Нкрума попросил, чтобы израильский советник прибыл до конца ноября 1958.15

После этой встречи состоялись совещания в Израиле, и штаб ВВС решил послать в Гану начальника авиационного отдела полковника Гидона Эльрома для проверки существующей авиационной инфраструктуры и рекомендаций по дальнейшей работе. Он прибыл туда в середине ноября 1958 на неделю. Уже после первой встречи с Авриэлем и Гилатом Эльром написал: «Мне объяснили, что вместо выяснения, какие ВВС собирается создать правительство Ганы, я должен сам дать рекомендации правительству насчет целей, состава и метода создания этих войск». Вместе с двумя израильскими представителями Эльром сформулировал несколько основных принципов:

«а) План должен соответствовать средствам, имеющимся в распоряжении государства Гана.
б) План надо представить так, чтобы его выполнение было возложено правительством Ганы на правительство Израиля.
в) Возложение ответственности за выполнение плана на правительство Израиля является политическим достижением, а не экономически-финансовой выгодой.
г) План будет соответствовать особым потребностям Ганы, то есть следует учесть:
1) Отсутствие внешнего политического противника, реального либо потенциального, вместе с потребностью ярко выразить национальный престиж и национальную гордость;
2) Необходимость укрепления власти центрального правительства и возвышения его авторитета среди различных племен».


На основе этих принципов, и после проверки потребностей и возможностей Ганы, Эльром подготовил план, который был представлен премьер-министру Нкруме. План включал: «Создание небольшой реактивной эскадрильи с целью престижа», в составе которой 12-15 самолетов и от 12 до 16 пилотов; «создание одной небольшой эскадрильи легких транспортных самолетов» с возможностью легкого вооружения, которая позволит достигать отдаленных мест и тем самым будет способствовать усилению внутренней безопасности и «росту авторитета и престижа центральной власти»; а также «немедленное создание летной школы в Гане для обучения пилотов легкой транспортной авиации, с опорой на израильские ресурсы для получения учебных самолетов, инструкторов и ядра техников».

В свете прошлого опыта обучения бирманских летчиков в Израиле Эльром рекомендовал обучать ганских летчиков в обстановке, где им придется действовать, отсюда предложение создать летную школу в Аккре – но только для связных пилотов, а не для пилотов реактивных самолетов, из-за высокой стоимости их обучения, которое следует проводить в Израиле. Эльром также выразил «готовность обучить ганских летных и технических курсантов в школах ВВС Израиля, после их овладения ивритом». В ту же неделю Эльром также провел исследование ганских аэродромов. Он полагал, что «не будет никаких трудностей с использованием винтовых самолетов вплоть до Дакоты на всех аэродромах», но относительно реактивных самолетов он считал необходимым удлинить полосу на аэродроме Аккры.16

Нкрума поддержал план в целом, но попросил, чтобы на первом этапе была создана только школа для обучения пилотов связи и разведки. Эта позиция Нкрумы доказала, что соображения престижа, которые Эльром считал центральными (и из-за которых предложил включить в ганские ВВС реактивные самолеты), были нейтрализованы по финансовым соображениям. Имелось в виду, что в школе будут также обучаться, по ходу работы, авиатехники и механики. Насчет пилотов реактивной авиации было решено, что их пошлют в Израиль на более позднем этапе, после согласования проблем с финансированием.17


Продолжение следует.



Примечания


1. Майор Ицхак Штейгман, «От Независимости к Кадеш, ВВС в 1949-1956», Тель-Авив, 1990, стр. 117-118.
2. О теме развернуто см. H. Grimal, “Decolonization”, London, 1978.
3. От Шилоаха, МИД, министру иностранных дел, «Наша будущая деятельность в Африке, заключение совещания руководства МИД», 9.2.58, госархив 3094/30; о позиции министра иностранных дел см. М. Медзини, «Гордая еврейка», Тель-Авив, 1990, стр. 279.
4. Представитель Израиля в ООН Бен-Хорину, МИД, 19.03.58, госархив 3094/30 б; Бар-Он, посольство в Вашингтоне американскому отделу МИД, «Оказание помощи Мали и гонка вооружений в Африке», 29.8.61, госархив 3293/41.
5. Совещание ГШ, 7.12.64, архив АОИ 847/62/179.
6. Совещание ГШ, 25.12.58, архив АОИ 847/62/179.
7. «Отношения Африка-Израиль», (без даты, видимо февраль 1958), госархив 3106/1.
8. Начальник отдела Африки, Натанэль Лорх, гендиректору МИД и заместителям гендиректора, «Африка, Израиль, США», 4.1.61, госархив 3294/1.
9. Представитель Израиля в ООН Бен-Хорину, 19.3.58, госархив 3094/30 б.
10. E. Lottem, “The Evaluation of International Technical Assistance with Special Reference to Israeli Technical Assistance to Ghana”, Ph.D. Dissertation, LSE, 1973, pp. 242-245.
11. «Отношения Африка-Израиль», 3.11.58, госархив 3106/1.
12. «Отношения Африка-Израиль», 18.03.58, госархив 3094/30 б.
13. Обзор перед поездкой министра иностранных дел, стр. 6, 18.02.58, госархив 3106/1. Бейтан Голде Меир, «Обзор израильской деятельности в Гане», 11.04.61, госархив 3307/35.
14. W. Gutteridge, “The military in African Politics”, London, 1967, pp. 96-97; Гилат Лимону, 22.10.58, архив АОИ 753/59/100.
15. Телеграмма Авриэля и Гилата в МИД, 22.10.58, архив АОИ 753/59/110.
16. Полковник Эльром гендиректору МО, к сведению НГШ и комВВС, 4.2.59, архив АОИ 706/60/105.
17. Посольство Израиля в Аккре в МИД в Иерусалиме, 3.12.58, архив АОИ 753/59/100.

Subscribe

  • Blue Flag 2021

    Продолжается международное авиационное учение Blue Flag с участием ВВС Израиля, США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Греции и Индии.…

  • Синайская кампания 1956

    Записал с Алексеем Арестовичем беседу о Синайской кампании 1956-го года. https://www.youtube.com/watch?v=8NnE8umjpoU

  • Blue Flag 2021

    17 октября на авиабазе "Увда" началось очередное международное авиационное учение Blue Flag. Эти учения проводятся раз в два года, в этом году вместе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

  • Blue Flag 2021

    Продолжается международное авиационное учение Blue Flag с участием ВВС Израиля, США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Греции и Индии.…

  • Синайская кампания 1956

    Записал с Алексеем Арестовичем беседу о Синайской кампании 1956-го года. https://www.youtube.com/watch?v=8NnE8umjpoU

  • Blue Flag 2021

    17 октября на авиабазе "Увда" началось очередное международное авиационное учение Blue Flag. Эти учения проводятся раз в два года, в этом году вместе…