Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

Начало вертолетных подразделений в ВВС (1948-1958) - часть IV

Часть I: http://david-2.livejournal.com/342000.html
Часть II: http://david-2.livejournal.com/342244.html
Часть III: http://david-2.livejournal.com/342455.html



Делегация АОИ в Алжире.

В кампании, которую французы вели в Алжире, начиная с ноября 1954, вертолеты применялись для различных задач, в основном носивших полицейские функции, включая преследование, высадку сил, разведку и эвакуацию. Вертолеты применялись в рамках сухопутных подразделений, и технические и летные экипажи, имевшие предварительный сухопутный опыт, были интегральной частью этих подразделений. Кампания в Алжире была, таким образом, важным источником для офицеров АОИ из сухопутных сил и ВВС, и они наносили туда визиты и наблюдали за действиями вблизи.

«Разработанные ими методы хорошие и подходят для войны в Северной Африке. Положение будет еще лучше, когда число геликоптеров вырастет, и они действительно смогут дать летательный аппарат каждому подразделению. Верно, что сухопутные могут управлять летательными аппаратами, но проблема не в том, будут ли пилоты носить хаки либо синюю одежду, а, как мне кажется, главное это научить командиров сухопутных подразделений использовать поддержку геликоптера так же, как их учат использовать поддержку артиллерии».53

21 января 1957 в Алжир выехала делегация АОИ для близкого ознакомления с этой темой.54 Делегация находилась в Алжире десять дней, и по возвращении подала отчет о своих впечатлениях и оперативные рекомендации. Это была первая всеобъемлющая проверка по вертолетной теме, проведенная по полевым впечатлениям, в отличие от прошлых проверок, основанных главным образом на литературе. Базой для рекомендаций была концепция, что «геликоптер это штурмовой инструмент, являющийся интегральной частью наземного маневра и высаживающий боевые подразделения на дальности соприкосновения с противником. В свете этого придается особое значение проблеме применения вооружения с геликоптеров».55

Делегация представила рекомендации в двух основных аспектах: тип вертолетов, которыми должна вооружиться АОИ, и метод применения вертолетной эскадрильи и вопрос ее подчинения. По первому вопросу делегация рекомендовала приобрести вертолет «Алуэтт-2» в качестве легкого вертолета для задач связи, управления и командования, эвакуации раненых и действий против танков. По вопросу тяжелого транспортного вертолета она не установила предпочтения между вертолетом «Сикорски S-58» и H-21 («Банан»). Относительно программы закупок делегация рекомендовала, на первом этапе изучения вопроса, создание двух эскадрилий, легкой и тяжелой, в каждой из которых будет по 12 вертолетов. По вопросу применения вертолетных подразделений и их подчинения перед делегацией стояла сложная дилемма. Низкий приоритет, придававшийся вертолетам в ВВС, и высокий приоритет, придававшийся им в сухопутных силах, оправдывали их подчинение сухопутным силам. Но надлежащее техническое обслуживание им можно было предоставить только в ВВС. Делегация предложила два варианта решения проблемы: создание вертолетного подразделения в рамках сухопутных сил, тогда как обслуживание будет проводиться ВВС; подчинение вертолетного подразделения ВВС, тогда как прямая ответственность за боевое применение и политику закупок и развития будет возложена на структуры генерального штаба.56

Вследствие этой проверки вертолетной темы, на высоком уровне и непосредственно на поле боя, тема снова заинтересовала как генеральный штаб, так и ВВС. Начальник отдела планирования генштаба утверждал, что вертолеты следует применять для эвакуации и высадки малых сил, тогда как «в качестве замены парашютному десанту на оперативном уровне» их нельзя использовать реально.57 В ответ начальник учебного отдела генштаба написал, что в условиях нашего театра следует учитывать «возможность высадки подразделений уровня батальона геликоптерами в несколько волн».58 А в ВВС начальник оперативного отдела отметил, что вертолеты следует применять для боевой транспортировки, спасения и эвакуации на суше и на море, действий против танков и подводных лодок. Он полагал, что рекомендации делегации, вернувшейся из Алжира, могут привести к проблемам в области командования и управления подразделениями, и предложил провести предварительное обсуждение в ВВС, чтобы установить позицию ВВС по данному вопросу.59

Рекомендации делегации стали базой для серии обсуждений в генштабе и в ВВС, и для создания межвидовой комиссии по геликоптерам. В качестве базы для работы начальник штабного управления установил, по рекомендациям вернувшейся из Алжира делегации, что будут приобретены 4 легких вертолета «Алуэтт-2» и 12 вертолетов S-58. Начальник штабного управления установил, что вертолеты будут задействоваться в рамках эскадрильи в ВВС. Относительно разработки теории боевого применения, было установлено разделение между ВВС и 202-й десантной бригадой: воздушное применение будет под ответственностью ВВС, а оперативное применение, «включая тактические испытания и учения», будет в рамках десантной бригады. Таким образом, требовалось тесное взаимодействие между вертолетной эскадрильей и этой бригадой.60

В разработке теории боевого применения был дан, по сути, полный приоритет сухопутным силам. И действительно, председателем комиссии, созданной на эту тему, был назначен начальник учебного отдела, а ее членами были представители генерального штаба, ВВС, ВМС, 202-й десантной бригады и офицер оперотдела Центрального округа.

Командующий ВВС, опасавшийся, что потеряет контроль, поспешил предупредить, что «существует параллельность между геликоптерами, относительно их статуса, организации, применения и оперативного управления ими, и между эскадрильей самолетов «Дакота». Оперативное управление всеми летательными аппаратами ВВС находится в руках штаба ВВС».61 Он предлагал, чтобы разработка боевого применения была под общей ответственностью генерального штаба и штаба ВВС, «как принято относительно любой другой темы, где есть общий интерес наземных и воздушных сил».62 После того, как принципиально было принято решение о введении вертолетов в АОИ, ВВС не были готовы, таким образом, потерять контроль над ними.



Создание первой вертолетной эскадрильи.

Намерения, решения и договоренности во многом утратили свою актуальность перед лицом реальности. Резкие ограничения бюджета, предпочтение закупки транспортных самолетов типа «Норд» и политические ограничения, наложенные США на закупки Израиля – всё это снова оттолкнуло тему вертолетов вниз шкалы новых приоритетов, как объяснил в июне 1957 НГШ генерал-лейтенант Даян, на обсуждении в генеральном штабе:

«Наше финансовое положение очень тяжелое в области закупок, и я не думаю, что мы сможем пойти в этом году более, чем на девять «Вотуров» и три «Норда». Заменой [«Нордам»] могут быть геликоптеры, но и тогда речь идет о больших количествах, и это не реально на ближайший год. Этот американский геликоптер S-58. Мы не получили разрешение на три дополнительных геликоптера, поэтому надо как минимум усилиться в тех областях, где мы можем».63

Заметным «приобретением» в те годы стал легкий вертолет типа «Алуэтт-2», полученный в подарок при особых обстоятельствах. В январе 1957 в представительство АОИ в Париже явилась женщина с особым предложением пожертвовать АОИ вертолет «Алуэтт», но с двумя условиями: на нем будет написано большими буквами «Господь усмотрит» (как сказано в истории о жертвоприношении Ицхака, Бытие 22:14), и вертолет не будет использоваться для задач, связанных с кровопролитием.64 Командующий ВВС генерал-майор Толковский не сразу принял «подарок». Будучи последовательным в своих приоритетах, он пытался проверить возможность «направить ее на тему запчастей для «Мистера»/«Урагана», а потом заменить на другой вертолет, «Джинн», с запчастями для его обслуживания».65 В результате вертолет прибыл в Израиль, и оба требования спонсорши были полностью выполнены.



«Алуэтт-2», подарок спонсорши из Франции, и на нем, по ее просьбе, надпись «Господь усмотрит».


В то же время, как минимум в организационной области, произошло значительное движение. 1 января 1958 отдел вертолетов был выделен из транспортной эскадрильи, и была создана первая вертолетная эскадрилья, под командованием капитана Ярома. Она включала в момент создания два вертолета S-55, один исправный вертолет «Хиллер» и вертолет «Алуэтт-2». В течение года в эскадрилью прибыли четыре первых вертолета S-58, и до 1961 прибыли еще пять вертолетов. Это были вертолеты гражданской модели, использовавшиеся в основном для эвакуации и спасения («летающий амбуланс»). Одновременно с этим развивалось сотрудничество с парашютистами и ВМС, которое выражалось в различных дневных и ночных учениях и маневрах.66



Учения по спасению в открытом море, с помощью вертолета «Алуэтт-2».



Резюме.

Внедрение новых вооружений в армейскую систему это тяжелая и сложная операция. Это многократно тяжелее, когда задействованы несколько структур с необязательно совпадающими интересами. Таким было положение относительно вертолетов.

Первые годы, до операции «Кадеш», проходили под знаком базовых разногласий о независимости и задачах воздушных сил. Генеральный штаб видел главную задачу ВВС в поддержке сухопутных сил. С другой стороны, штаб ВВС видел предпочительную цель в достижении воздушного господства, и отсюда его желание сосредоточиться на приобретении истребителей. Эти разногласия во многом объясняют и различные подходы к теме вертолетов.

Очень серьезные финансовые сложности на всем протяжении этого периода и политические ограничения на закупки, главным образом в США, затруднили проведение в жизнь и тех вопросов, по которым было достигнуто согласие.

На протяжении всего периода выделяются командиры, которые, несмотря на нехватку информации и боевого опыта в области вертолетов, проявили дальновидность относительно возможностей их применения в АОИ. В реальности приобретения были скромными (2 вертолета «Хиллер-360» в 1951, 2 вертолета S-55 в 1955, подаренный «Алуэтт-2» в 1957 и начало приема гражданских вертолетов S-58 с 1958 по 1960).



Сборка первого вертолета типа «Сикорски S-58».


Только расширение боевого состава вертолетов в 1963, вместе с началом использования вертолетов в операциях за линиями противника, и вертолетные десанты в Шестидневной войне в Ум-Катеф на севере Синая и на Голанских высотах, сумели убрать вопросительный знак, витавший над подразделениями вертолетов, и сделать их законными детьми в семье ВВС и АОИ.




Примечания


53. Из заключения о визите представителя ВВС в представительстве АОИ во Франции, подполковника Пола Кейдара, и атташе полковника Юваля Неэмана в декабре 1956 на сухопутную вертолетную базу в Алжире. Подполковник И. Кейдар начальнику штабного управления, учебный отдел, 29 декабря 1956, архив АОИ, 696/58/251.
54. Состав делегации: подполковник Шимон Ифтах, начальник отдела вооружений; подполковник Моше Йотват (Ланцет), начальник отдела боевого применения в генштабе; подполковник Рехавам Зеэви («Ганди»), начальник штаба Южного округа, и капитан Ури Яром из ВВС. Относительно низкое звание представителя ВВС несомненно свидетельствует об уровне интереса ВВС к теме вертолетов.
55. Свидетельство подполковника запаса У. Ярома, 4 марта 1984, архив ВВС, дело свидетельств. «Штурмовой инструмент» и «штурмовое транспортирование» происходили от «штурма», то есть высадки сил на вражеской территории для быстрой атаки на противника.
56. Отчет делегации в Париже (видимо, февраль 1957), архив ВВС, дело вертолетов.
57. Начальник отдела планирования генштаба начальнику штабного управления, 21 января 1957, архив ВВС, дело вертолетов.
58. Начальник учебного отдела полковник Хаим Бар-Лев начальнику штабного управления, 31 января 1957, там же.
59. Начальник оперативного отдела подполковник Моше Пелед, «Геликоптеры», 20 декабря 1957, архив АОИ, 696/58/251. ВВС действуют по принципу центрального управления всеми воздушными силами, и поэтому вывод вертолетов из-под контроля ВВС должен был привести к проблемам в ходе текущего задействования.
60. Майор И. Несиягу (начальник канцелярии штабного управления), «Геликоптеры», 31 марта 1957, архив ВВС, дело вертолетов.
61. Д. Толковский, «Геликоптеры», 11 апреля 1957, архив АОИ, 696/58/251.
62. Там же.
63. Обсуждение в генеральном штабе, 23 июня 1957, архив ВВС, дело обсуждений.
64. У. Яром, 4 марта 1984 (см. выше прим. 55).
65. Командующий ВВС начальнику авиационного отдела, 25 января 1957, архив АОИ, 708/58/257. Вертолет «Джинн» (Djinn) производства Sud Aviation.
66. Майор Яром, командир эскадрильи, приложил в последующие годы большие усилия, чтобы убедить различных лиц в ВВС и АОИ в важности вертолетов. Случайная закупка 24-х новых вертолетов S-58 военной модели, прибывших в рамках «немецкой сделки» с конца 1962 и в течение 1963, впервые позволила создание вертолетных подразделений штурмовой транспортировки. М. Голан, «Перес», Тель-Авив 1982, стр. 117-120.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments