на голову - и моментально отравлен, как нас в унтер-офицерской
школе учили".
Игаль Шефи, "Химическое оружие в Палестине в первой мировой войне", журнал "Катедра" №105, сентябрь 2002, стр. 81:
"Этническое разнообразие экспедиционных корпусов в Палестине и Месопотамии не облегчало раздачу противогазов. Часть индийских солдат возражала против надевания масок по религиозным соображениям - они полагали их представляющими темные силы, "духов и чертей", и их ношение считалось приносящим беду. Командир дивизии в Месопотамии даже сообщил, что "не заинтересован экипировать индийцев [личными] масками, на которых будет написано их имя, потому что это может усилить их предубеждения и посеять некоторую деморализацию в их рядах". А кавалеристы-сикхи потребовали только новые маски, а не шлемы*, к которым они относились как к шапкам, запрещенным к надеванию. Первоначально химические советники опасались, что большая борода, украшающая лицо каждого сикха, затруднит герметизацию маски, но выяснилось, что борода, которую никогда не брили, мягкая, складывается и не мешает. Другую проблему создали гуркхи, солдаты с островов Вест-Индии и рабочие-бирманцы, худое строение лица и маленький нос которых не подходили к стандартной маске и вынудили провести изменения в ее форме".
* - Газовые шлемы: противогазы первых поколений, разработанные в 1915. Представляли собой надевающийся на голову фланелевый мешок, пропитанный составом против боевых отравляющих веществ, с целлулоидным окошком для обзора, впоследствии замененным на два окуляра. В 1916 на вооружение были приняты новые маски с угольным фильтром и шлангом, закрывавшие только лицо.