Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Category:

«Аль-доми» - интеллектуалы в Эрец-Исраэль перед лицом Катастрофы, 1943-1945, часть III


Примечания.


1. Я благодарю госпожу Цвию Бальшан и ее мать, госпожу Хасю Дворжецки, заведующую архивом ивритского и еврейского образования в стране и рассеянии имени Авиэзера Елина в федерации учителей в Тель-Авиве, благодаря которым я получила доступ к документам. Документы Аль-доми находятся в этом архиве, и не пронумерованы.

2. Эта статья является обработкой семинарской работы, поданной профессору Уриэлю Талю в рамках завершения обучения на третью степень, Ханука 1978-го года.

3. «А-цофе», 18.12.1942. Раби Биньямин это литературный псевдоним Йегошуа Редлера-Фельдмана, 1880-1957, из второй волны репатриации, писателя и журналиста. Издавал с Й. Х. Бренером «А-меорер», основал «А-цофе», редактировал «Нер», его статьи печатались в большинстве газет в стране. Был членом Лиги V, Брит-Шалом, Ихуд, Тнуат Ерушалаим и т.д. Обычно подписывался Р. Б.

4. Проф. Фишель Шнеерсон, 1885-1957, писатель и психиатр. Был потомком в седьмом поколении Шнеура-Залмана из Ляд, и двоюродным братом любавичского ребе Менахема Шнеерсона. Писал в основном о хасидских личностях. Репутация в научном мире сложилась на основе его исследований о душевных расстройствах у детей, и за развитие школы под названием «Наука о человеке». Его главным положением было то, что человек и общество душевно здоровы, когда осуществили свою творческую силу и нашли смысл своей жизни.

5. В качестве девиза были выбраны стихи 10-12 в Притчах, 24: «Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя; спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение [...]», документы Аль-доми.

6. Доктор Герцль Ланда, 1897- 1967, историк и мыслитель, из потомков автора «Известного в Иудее», раби Йехезкеля Ланда из Праги. Преподавал философию религий в раввинском училище во Франкфурте. В Эрец Исраэль возглавлял культурную работу в «Народном доме» в Тель-Авиве, и стремился превратить его в народный университет.
Ицхак Яцив, 1889-1947, из второй волны репатриации, учитель и писатель, из редакторов «Кунтрес», «Давар» и «Давар ле-еладим». Член Ахдут а-Авода.
Цви Шкарлат-Шани был казначеем группы и чем-то вроде ее секретаря. Сейчас работает в Маген Давид Адом.
Доктор Менахем Ландау, 1900-1959, историк. Преподавал в раввинском училище в Берлине, был членом комиссии по делам беженцев Лиги Наций в тридцатые годы и членом совета помощи рассеянию в конце сороковых.
Шломо Залман Шрагаи был тогда членом правления Национального комитета и сионистского исполкома, член редколлегии «А-цофе», начальник отдела прессы Национального комитета, член А-Поэль а-Мизрахи.
Ицхак Малхо, 1894-1974, уроженец Салоник, был известным общественным деятелем в Иерусалиме с двадцатых годов, приближенным к р. Биньямину и Магнесу, и активистом движения «Ихуд». Много делал для спасения евреев Родоса. Писал, редактировал и переводил книги и статьи, в частности об испанских евреях.

7. Например: проф. Дов Садан, согласно свидетельству которого на него повлияла Аль-доми, и он рассматривал себя как ее «агента». (Его письмо автору, Песах 1978-го года). В других заседаниях участвовали также Ицхак Ламдан, И. М. Найман, Бен-Цион Кац, Авраам Шарон (Шведрон), Авигдор А-Меири и Бен-Цион Исраэли. Динур определил себя на одном из заседаний Аль-доми как «гостя на вашем застолье, но участника всем сердцем в вашей работе» - Йехезкель И. М. Бер, «В замкнутом круге», Тель-Авив 1973, стр. 93 (далее: «В замкнутом круге»).

8. По словам Ш. З. Шрагаи, Берл Кацнельсон и рав Меир Берлин жертвовали крупные суммы, но он не помнит, сколько и когда, и было ли это частное пожертвование, или от МАПАЙ и Мизрахи (в беседе с автором, 25.9.1978).

9. «Бэайот», Нисан 5704, стр. 23.

10. Дов Садан, «Друг мой и близкий мой», Тель-Авив 1972, стр. 165: «Кто не ощущал судороги беготни его [Яцива] и его друзей, воззвателей Аль-доми, не представляет величины их горя».

11. «Нельзя, нельзя, нельзя, чтобы прошел день без заметки» - записка р. Биньямина Давиду Закаю, на тот момент секретарю союза журналистов, дело Яцива, 104 IV 11, архив Аводы (далее: дело Яцива).

12. Шауль Черниховский, Элиезер Штейнман, рав Асаф, докторы Койфман, Гликсон, Мосензон, Грунман, Файнберг и Левин тоже были членами «Между Израилем и народами» (архив ивритского и еврейского образования в стране и рассеянии имени Авиэзера Елина, дело 30-а).

13. Р. Биньямин, «Давар», 27.10.1941, 9.2.1943; «Ба-мишор», 6.4.1944, «А-меорер», выпуск 3; Шнеерсон на международном демографическом конгрессе в Париже в 1937, Клойзнер в автобиографии, Тель-Авив, 1950, стр. 324. Динур, «Мознаим», 15, стр. 252, и т.д.

14. Шнеерсон Буберу, 24.3.1943, 11.7.1944 (архив Бубера, национальный книжный дом, дело 699/хет).

15. Шнеерсон решил в 1943 посвятить большую часть своего времени Аль-доми и сторониться удовольствий, чтобы солидаризироваться со страданием евреев Европы (беседа с его вдовой, доктором Ханой Шнеерсон, в марте 1978). Р. Биньямин о себе, «Давар», 9.2.1943: «Он уже месяцы как отошел от других дел. День и ночь он слушает мольбы братьев и сестер, простирающих руки и просящих спасения».

16. «Ба-мишор», 6.4.1944, «Бэайот», Севан 5704.

17. В этот день была опубликована декларация союзников, подписанная одиннадцатью государствами. Декларация описывала систематическое уничтожение евреев Европы и предостерегала преступников о наказании. Это был первый раз во время войны, когда союзники ясным образом говорили об уничтожении евреев.

18. Делегация Аль-доми: 8.1.1943, 25.1.1943; главный раввинат готов поддержать и другие требования Аль-доми: 18.1.1943, 4.2.1943; обращение к союзу писателей: 21.3.1943; переписка с ректором университета, 16.2.1943, 24.2.1943; проф. Ш. Г. Бергман Шнеерсону 7.3.1943, 7.4.1943 – университет тем не менее избрал комиссию, и обратился с предложениями к учреждениям (документы Аль-доми).

19. Шнеерсон 7.3.1943, черновик предложений, и 8.3.1943 Ицхаку Гринбойму, председателю Комитета спасения при Сохнуте, документы Аль-доми: о Комитете спасения см. ниже. Возражения против траура: «Гаарец», 8.1.1943, в разделе «Против течения» и в письмах в редакцию до конца января. Ицхак Бен-Цви, председатель правления Национального комитета, Шнеерсону, 28.4.194. Поддержали: Элиягу Дубкин, начальник отдела репатриации Сохнута, 16.4.1943; проф. Бергман, 7.4.1943; Хаим Гринберг, «Давар», 30.7.1943; доктор Иегуда Койфман, «Мознаим», 18, стр. 340-341; Ашер Бараш и другие. Следует подчеркнуть, что Аль-доми требовала выражений траура в общем, и уклонялась от обсуждения вопроса, наносят ли вред демонстрации и забастовки военным усилиям и отношениям с британцами. Об этом см. ниже.

20. Клойзнер, «А-цофе», 18.12.1942; Р. Б., «Ба-мишор», 25.5.1944; Динур, «Наша судьбы и наша война в эти дни», издание МАПАЙ, март 1943. Опубликовано также в его книге «Помни – слова о Катастрофе и ее уроке», Иерусалим, 1958, стр. 43 (далее: «Помни»).
Шнеерсон, «Философам молчания и отчаяния в наши дни», «А-цофе», 11.2.1944; «О параличе и о молчании в войне за спасение», «Давар», 8.11.1943; Шнеерсон И. Бен-Цви, 13.5.1943, документы Аль-доми; и т.д.

21. Аль-доми муниципалитету Тель-Авива, Национальному комитету, правлению Сохнута и председателю Комитета спасения: 8.1.1943, 25.1.1943, 4.2.1943, 8.4.1943, в документах Аль-доми; Клойзнер, «Мознаим» 14, стр. 376; Р. Б., «Давар», 13.1.1943; Динур, «Мознаим» 14, стр. 385-386; там же, 16, стр. 254; там же, 18, стр. 254; Шнеерсон, «Направление нашей пропаганды и нашего обращения к миру», 7.3.1943, документы Аль-доми.

22. Аль-доми Гринбойму, 8.4.1943, и фонду мобилизации и спасения (см. ниже), 1.9.1944, документы Аль-доми. Аль-доми собирала отрывки из прессы, статьи и свидетельства и опубликовала серию брошюр на темы, связанные с Катастрофой, под названием «Библиотека Аль-доми»; она также участвовала в аналогичной деятельности Комитета спасения, который опубликовал серию брошюр под названием «Из историй катастрофы: документы о страданиях евреев под властью нацистов». Вторая брошюра в этой серии, «Катастрофа еврейских детей в Европе» Моше Прагера, была опубликована в серии «Библиотека Аль-доми», с предисловием Шнеерсона. Брошюры и статьи были посланы нескольким десяткам людей и учреждений в стране и за границей.

23. Переписка с Гринбоймом и ответ правления Национального комитета, 25.1.1943, 8.4.1943, 28.4.1943, документы Аль-доми: три секретаря работали на полной ставке в президиуме Комитета спасения. Но Аль-доми требовала, чтобы и члены правления Сохнута посвятили себя спасению.

24. Обращения: в раввинат, 6.1.1943; к писателям, 25.1.1943, 1.2.1943; в университет, 24.2.1943, документы Аль-доми; Передача: Р.Б., «Давар», 19.1.1943, 30.1.1943, 19.2.1943, «А-цофе» 10.2.1943; нападки на него, якобы он защищал немецкий народ: «А-цофе», 25.1.1943, «А-машкиф», 31.1.1943, и т.д.; провалившийся съезд: предварительные собрания были проведены в Иерусалиме и Тель-Авиве. Была подготовительная комиссия: Динур, Бубер, Яцив, р. Биньямин и Шнеерсон – и был подготовлен список из около 100 приглашенных со всей страны. Комитет союза писателей, обещавший сотрудничество, разочаровал. 6.4.1943, 9.4.1943, 13.5.1943 в документах Аль-доми и в деле Яцива.

25. Обращения в постоянную комиссию собрания делегатов (Давиду Ремезу и Шпринцаку): 2.5.1943. В Национальный комитет: 20.6.1943, 2.7.1943. Переговоры с Комитетом спасения: переписка с ноября 1943 до декабря 1944, в документах Аль-доми, деле Яцива и делах Комитета спасения в Центральном сионистском архиве (далее: ЦСА), 1941, 1429, S26/1232, S6/4587. Из переписки видно, что Гринбойм возражал против создания института, Дубкин поддерживал, и пытался повлиять на Гринбойма, чтобы тот согласился.

26. Шнеерсон, Яцив и Ландау Гринбойму, членам Комитета спасения, союзу журналистов, 18.11.1943. См. приложение. [Приложение в данной публикации отсутствует, видимо, имелось в исходной работе Дины Порат. Д. Г.]. Ответ З. Верхафтига от имени рава Герцога, 22.11.1943. О варшавском гетто: Шнеерсон Бен-Цви, 13.5.1943. Документы Аль-доми.

27. Рав И. М. Левин, из видных лидеров Агудат Исраэль в Польше; был назначен в первый юденрат в Варшаве; бежал в Эрец Исраэль в 1940, и много занимался вопросами помощи и спасения. Шнеерсон Левину 28.4.1943, 20.10.1943 и т.д., документы Аль-доми: несколько членов Агудат Исраэль предложили создать объединенный фронт ишува по спасению уже в середине 1942, и ее орган «А-дерех» выделял сообщения из Европы. Рав Левин поддерживал создание института пропаганды и Аль-доми в целом, чьи слова отражали, по его мнению, мнения широких слоев в ишуве. 30.12.1943, ЦСА S6/4587; 1.3.1944, ЦСА S26/1241 и т.д.

28. Доктор Арье Альтман был назначен Жаботинским в 1937 главой движения Союз сионистов-ревизионистов в Эрец Исраэль. С 1940 возглавлял всемирный политический отдел Новой сионистской федерации в Иерусалиме. Был членом правления Национального комитета. Во время войны несколько раз выезжал в Каир и Стамбул для проверки возможностей политических действий по спасению евреев Европы. В Стамбуле в 1943 находилось десять посланников ишува: 6 представителей партий, 2 представителя Алия Бет, представитель отдела репатриации, и Хаим Барлас, представитель Сохнута, возглавлявший работу по спасению в Турции. Но Альтман говорил об известных и именитых лидерах, которые должны приехать в Стамбул, чтобы вести политические переговоры.

29. Подробный отчет о заседании, на котором была избрана комиссия: «Бэайот», Нисан 5704. Идов Коэн Дубкину, 16.12.1943, ЦСА S26/1235. Идов Коэн был начальником отдела пропаганды Керен Каемет, редактировал «А-овед а-циони» и «Карнену» - орган Керен Каемет. Дружил с р. Биньямином. Уже в начале 1942 критиковал отношение ишува к трагедии евреев Европы. Встреча членов комиссии с президиумом Комитета спасения: 16.12.1943, ЦСА S26/1241. Доктор Алиаш был генеральным секретарем Комитета представителей и затем юридическим советником Национального комитета; представлял ишув перед следственными комиссиями в период мандата. Рав Герцог обратился в феврале 1940 к послу СССР в Лондоне Майскому, чтобы получить у него разрешение на транзит через Россию для польских беженцев в Литве. В ноябре 1942 в Стамбуле повлиял на нунция Ронкалли (впоследствии Иоанн XXIII), чтобы тот оказал содействие тамошним посланникам ишува. Весной 1944 обратился к священнослужителям во всем мире, чтобы прекратить депортации из Венгрии, и несколько раз выезжал в Каир, на встречи с нунцием отцом Рисом. Аргументы возражавших Альтману: Гринбойм, «А-зман», 12.6.1944. Аль-доми пыталась заручиться поддержкой Ремеза, Голды Меирсон и Шпринцака по предложениям Альтмана. Неясно, насколько она преуспела. Дело Яцива, без даты.

30. Описание заседания: «Бэайот», Нисан 5704. Гринбойм сообщил, что фонд мобилизации и спасения передает на мобилизацию 80% от собранных сумм, и только 20% на спасение. Фонд мобилизации, созданный в июне 1942, превратился в апреле 1943 в фонд мобилизации и спасения, и собирал деньги в том числе на спасение евреев Европы. Гринбойм подал в отставку с поста председателя Комитета спасения 17.1.1944 в знак протеста против отношения к нему и к Комитету спасения, и против распределения средств. Он вернулся на свой пост только после уговоров.

31. По соглашению, подписанному между президиумом фонда мобилизации и Комитетом спасения 13.4.1943, 40,000 палестинских фунтов из поступлений фонда мобилизации и спасения выделялись на нужды мобилизации и безопасности, и 10,000 фунтов на спасение, ежемесячно, и это действительно разделение на 80 и 20 процентов. Но деньги на спасение собирались и вне рамок фонда: от частных лиц и предприятий; от специальных мероприятий по сбору средств, как дневной заработок «Для поддержки защитников гетто», организованный Гистадрутом в мае 1943, и «Месячник рассеяния», устроенный в сентябре того же года; и от евреев Южной Африки, Англии, Египта, а затем и от Джойнта. (см. дела Комитета спасения, ЦСА S26/1084, 1266, 1238a, 1240, 1140, 1089; и дела канцелярии Гринбойма, ЦСА S46).

32. Р. Биньямин считал, что ревизионисты в США, создавшие там «Фронт Израиля» для спасения, были первыми, кто реально действовал, и их деятельность в определенной мере повлияла на создание WRB («Бэайот», Нисан 5704, стр. 20). Он называл «Фронт Израиля» «чем-то вроде Аль-доми в Эрец Исраэль» («Ба-мишор», 10.2.1944).

33. Хаим Барлас в своей книге «Спасение в дни Катастрофы», Тель-Авив, 1975, стр. 105 – и в беседе с автором 19.3.1978, относит поездку Герцога и Алиаша в Турцию к заслугам Аль-доми: р. Биньямин и Ш. З. Шрагаи спорили с Шертоком и Гринбоймом в течение нескольких часов, прежде чем те согласились на поездку (Р. Б., «Ба-мишор», 10.2.1944; «Мознаим» 18, стр. 388; Шрагаи в беседе с автором 25.9.1978). Турция официально заявила о предоставлении свободного транзита беженцам еще в феврале 1941, но на деле предоставляла считанные транзитные визы в неделю, задерживала и срывала транзит, насколько возможно, при поддержке британского посольства, которое получало на этот счет точные указания из Лондона. Вопрос, ускорил ли визит Герцога в феврале британское заявление. Аль-доми была уверена в этом. Доктор Йосеф Келлерман, представитель Новой сионистской федерации в Стамбуле, считал, что атмосфера в Стамбуле после визита Герцога стала более приемлемой. (В беседе с автором, 22.9.1980).

34. «А-машкиф», 20.3.1944. Ответ р. Биньямина: «Бэайот», Севан 5704, стр. 104-116; «Ба-мишор», 6.4.1944, стр. 2-6. Дискуссия началась после того, как р. Биньямин обратился, при поддержке Бен-Гуриона, с открытым письмом к предпринимателям и бизнесменам, чтобы они помогли сбору денег на спасение («Давар», 27.1.1944, 2.3.1944; «А-машкиф», 13.3.1944, 20.3.1944). В беседе с автором 16.7.1980 доктор Альтман подтвердил слова р. Биньямина: перед его выездом в Каир в 1944 для переговоров с британцами и для сбора денег у местных евреев, он попросил, чтобы ЭЦЕЛЬ прекратил свои действия до его возвращения; он пытался работать по вопросам спасения с членами Брит Шалом, Агудат Исраэль и МАПАЙ.

35. 25.5.1944, ЦСА S26/1251, записка от руки Шертоку. См. приложение. Арье Моргенштерн считает, что подпись Р. Б. может принадлежать и Биньямину Минцу, представителю Агудат Исраэль в Комитете спасения, и что автор записки советовался предварительно с Довом Хозом («Объединенный Комитет спасения и его деятельность», «Морешет» 13, примечание 175). Но Р. Б. это подпись р. Биньямина, и это его почерк; Дов Хоз погиб в 1940, и имеется в виду Давид Ремез. Видимо, р. Биньямин был первым, кто предложил эту идею в Эрец Исраэль; рав Вайсмандель из Братиславы предложил ее 16.5.1944 (Ливия Руткирхен, «Разрушение еврейства Словакии», «Ерушалаим» 1961, стр. 237-238).

36. «Бессмысленный и вредный инцидент», «Гаарец», 6.6.1944, 11.6.1944; там же, 22.6.1944, 29.6.1944 и т.д. – нападки на р. Биньямина; там же, 27.6.1944 – письмо в его защиту: «Не судят человека в его горе. Если бы мы все сделали то, что не делается в обычное время, как мать, когда убивают ее сына, может, мир бы содрогнулся».

37. На заседании президиума Комитета спасения 14.7.1944 Магнес высказал большое уважение к работе по спасению, проводимой в Стамбуле, и вместе с тем критиковал организацию работы. Он сумел привести к созданию двух органов: в одном все представители, а второй – исполком из 3-5 человек (ЦСА S26/1238). Возможно, поездка Магнеса помогла увеличению доли Джойнта в финансировании работы по спасению («Книга фонда мобилизации и спасения», стр. 104-105). По мнению р. Биньямина, отношение к Магнесу в ишуве изменилось в результате его поездки («Бэайот», Элуль 5704). Следует отметить, что это была не первая попытка организовать рабочие отношения в Стамбуле.

38. Шнеерсон союзу писателей, 29.5.1944, документы Аль-дами; «Мознаим» 18, стр. 346. Р. Биньямин поддерживал требование Шнеерсона и посреди литературной дискуссии встал и обрушился на писателей, которые занимаются этим в час, когда тысячи уничтожаются ежедневно. Их предложения, видимо, не были приняты. Слова Шнеерсона были опубликованы в брошюре в «Библиотеке Аль-доми», под заголовком «Крик миллионов об убийстве миллионов».

39. Телеграммы подписали и Давид Шимонович, Яаков Коэн и проф. Клойзнер, и они были посланы от имени союза писателей. Биньямин Минц передал содержание телеграмм и адреса от Шнеерсона Гринбойму и убедил его послать их. См. сообщение о посылке телеграмм, 5.7.1944, ЦСА S26/1232: «Сердце разрывается перед лицом резни евреев Венгрии; поднимите голос пробудить политиков в вашей стране и совесть мира; одолжите ваш голос и ваше перо; постарайтесь повлиять на ваше правительство, чтобы были разбомблены все пути в лагеря смерти в Польше». Телеграммы были посланы и Эрнесту Хемингуэю, Перл Бак, Огдену Нэшу, Бернарду Шоу, Бертранду Расселу, Джозефу Кронину, Эптону Синклеру, Виктору Голанцу, Гарольду Ласки, Элеанор Ратбон и другим. Мало от кого был получен ответ. Бернард Шоу ответил: «Я не могу ничего сделать для помощи евреям Венгрии. Вы думаете, что я император Европы? Разумеется, мое сердце с евреями, но связывание моего имени с вашим делом ничего не даст» (телеграмма от 30.9.1944, документы Аль-доми).

40. Возобновление телеграмм в сентябре – документы Аль-доми. Когда были получены ответы от союза писателей в Англии, от Элеанор Ратбон (член парламента и активистка национального комитета по спасению от нацистского террора) и других, что они делают всё, что в их силах, Шнеерсон послал отчет о телеграммной операции Бен-Гуриону и Гринбойму.

41. См. приложение: письмо Шнеерсона Гринбойму 6.12.1944.

42. «Ведь вы вычеркнули нас из вашей памяти [...] Не передавайте никому привет. Я не хочу их знать». Полный текст ее письма в «Книге А-Шомер А-Цаир», часть 1, Мерхавия 1956, стр. 523; «Письма из гетто. Собрала Браха Хавес», Тель-Авив, 1943, стр. 41-42. Ицхак Ламдан зачитал перед собравшимися что-то наподобие ответного письма Тусе Альтман, в котором выразил глубокий стыд.

43. Описание встречи: «В замкнутом круге», стр. 88-107. Видимо, состоялась во второй половине 1943.

44. 17.12.1942 учреждения объявили месячник траура; 22.2.1943 – забастовку; 15.6.1943 – день без работы, и была послана петиция союзникам; 15.9.1943 – «Месячник солидарности» с евреями Европы; 5.6.1944 – «День крика», пост и забастовку, ради спасения оставшихся.

45. Рутина: после передачи отрывка под названием «И каждый еврей будет застрелен» дикторша радио Иерусалима говорит: «А сейчас послушайте легкую музыку, всем до свидания» (отрывок из дневника Яцива, 27.12.1942, в «Между оком и душой», Тель-Авив, 1953); Шнеерсон Яциву, 12.6.1943, дело Яцива. Р. Биньямин, «Давар», 19.1.1943 и т.д. О молодежи: р. Биньямин в «Переживания реакции», «Мознаим» 17, стр. 393, и «Бэайот», Севан 5704, стр. 111: «Видел я страну, и стыда нет в ней». Динур, «Помни», стр. 60.

46. Р. Биньямин, «Ба-мишор», 13.1.1944, 27.1.1944, 6.4.1944, 29.6.1944; «В замкнутом круге», стр. 90, и Авигдор А-Меири, там же, 103, письма Шнеерсона, Яцива и Ландау в Национальный комитет, 25.1.1943, и в союз писателей, 31.3.1943, документы Аль-доми.

47. Р. Биньямин, «Ба-мишор», 6.4.1944, 15.7.1944: «богатеи-свиньи ожесточают свое сердце перед мольбой их народа». Бен-Цион Кац, «В замкнутом круге», стр. 100; Бубер, «Мознаим» 14, стр. 380.

48. Дов Садан, «Дискуссия и равное ей», «Ерушалаим» 1972, стр. 32-33, 38; Динур, «В замкнутом круге», стр. 96; Авигдор А-Меири, там же, стр. 102; р. Биньямин, «Бэайот», январь-февраль 1945; «Ба-мишор», 25.5.1944, предисловие; Динур, «Помни», стр. 63.

49. Дневники Яцива, «Между оком и душой», стр. 167, 201; «Ба-мишор», 25.5.1944. На съезде журналистов в Маале-а-Хамиша, 25 Элуля 5705, Давид Закай, секретарь союза журналистов, говорил о своей вине. («Мознаим» 21, стр. 73, и т.д.). В знак протеста против журналистов и редакторов Дов Садан вызвался работать ночным редактором в «Давар» на протяжении полугода, чтобы выделять сообщения о Катастрофе, при поддержке редактора Берла Кацнельсона (его письмо автору, 15.3.1978).

50. «Мознаим» 13, стр. 390; там же 14, стр. 63, 68, 380, 386; там же 16, стр. 269; там же 18, стр. 338. Клойзнер Шнеерсону, 7.1.1943: «К кому он обращается? К дохлятине, которая не просыпается, если дело не касается заработка или престижа?» (документы Аль-доми). Между писателями возникла дискуссия, можно ли отреагировать глубоким творчеством на события во время их совершения.

51. «Бэайот», январь-февраль 1945, стр. 92.

52. В защиту Бен-Гуриона: р. Биньямин Бен-Гуриону, 8.4.1943, институт наследия Бен-Гуриона. Яцив Садану, начало 1943, отдел рукописей в национальном и университетском книжном доме, дело Садана 4/1072; р. Биньямин против нападок «А-машкиф» от 25 Адара 5704, «Бэайот», Севан 5704; встреча с Бен-Гурионом: «Ба-мишор» 6.4.1944; Бен-Гурион Шнеерсону 28.10.1943, документы Аль-доми; ЦСА S44/471.

53. Р. Биньямин, «Бэайот», октябрь 1945, стр. 70-71. Ответы: в том же номере «Бэайот» Акива Эрнст Симон, как и Хаим Гринберг в «Давар» от 3.5.1946, ответил, что Берл был прав в своем отказе стать членом Аль-доми, потому что со всем уважением к ней – большой пользы в ней нет. В их ответе, по-моему, упущен смысл обращения Аль-доми к Берлу, и ее действий.

54. Предисловие: р. Биньямин, «Ба-мишор», 29.6.1944. Об игнорировании интеллектуалов: Шнеерсон Шертоку, 2.1.1944: «Действительно ли я и такие, как я, годятся только для развлечения?», документы Аль-доми, и т.д.

55. Спустя несколько недель после создания Комитета спасения из него вышел Шрагаи, в знак протеста против того, что казалось ему намерением не поднимать большого шума вокруг европейской Катастрофы. Госпожа Мирьям Ландау (Долан) предоставила автору папку с материалами о членстве доктора Менахема Ландау в Комитете спасения и в Аль-доми. Йегошуа Соферски был членом правления Национального комитета, членом правления нескольких хозяйственных предприятий, и несколько лет возглавлял фракцию «Общие сионисты Б». Р. Биньямин иногда намекал (например «Ба-мишор», 10.2.1944), что у Аль-доми имеются источники информации. Вместе с тем, ясно, что многое было ей неизвестно. О сторонниках Аль-доми - в делах комитета спасения, ЦСА S26/1232 и отдела репатриации S6/4587.

56. «Бэайот», Нисан 5704, стр. 20; Элуль 5704, стр. 196; «Ба-мишор», 6.4.1944; дневник Яцива, 2.7.1942, 15.3.1943; р. Биньямин Бен-Гуриону, 8.4.1943, институт наследя Бен-Гуриона, и т.д.

57. «Гаарец», 25.1.1944; «Ба-мишор», 15.1.1944; «Бэайот», Нисан 5704, стр. 16-17; и т.д. Р. Биньямин, «Давар», 20.9.1946, «О книге Ицхака Гринбойма “В дни разрушения и катастрофы”» (Иерусалим, издательство Хаверим, 1946). Это почти полное собрание его речей и статей в период Катастрофы. Гринбойм был тогда членом сионистского исполкома и правления Сохнута; стоял во главе рабочего отдела и организационного отдела Сохнута, во главе института Бялика, и на протяжении всей войны был членом нескольких постоянных и временных комиссий, таких как комиссия по делам старых сионистов и финансовая комиссия сионистского исполкома. Его крайняя нерелигиозность тоже не раз приводила к скандалам.

58. Слова Гринбойма и Динура: «Мознаим» 16, стр. 250 и далее. Гринбойм также в «Мознаим» 15, стр. 258 и далее, «Наша кровь действительно была разрешена в Европе». Эта статья не входит в сборник «В дни разрушения и катастрофы».

59. «Помни», стр. 15.

60. Динур, «Мознаим» 16, стр. 254-255; Гринбойм, там же, 262-263, «Мознаим» 15, стр. 255; «О катастрофе и ответе», речь в сионистском исполкоме, 18.1.1943.

61. Бубер, «Бэайот», Нисан 5704, стр. 22-23; Гринбойм: «Действительно, мы виновны, мы предавали!», «А-зман», 21.4.1944.

62. Речь в сионистском исполкоме 18.1.1943; «Давар», 13.1.1944.

63. «В дни разрушения и катастрофы», стр. 62-64. По словам Бубера, народ следовало сделать причастным к знанию и тревоге – «Бэайот», Нисан 5704.

64. Гринбойм: «Горечь и сожаление, и бессильная ярость», «А-олам», 4.12.1941; «Об обвинениях и криках», «А-зман», 13.12.1944, и т.д. Аль-доми: «В замкнутом круге», стр. 93, и т.д.

65. Протоколы от 23.4.1943, 8.4.1943, в деле Ландау (см. прим. 55); р. Биньямин, «Давар», 20.9.1946.

66. Ответ Гринбойма его обвинителям в трех статьях: ««Действительно, мы виновны, мы предавали», «А-зман», 21.4.1944; «Наши Бермуды», там же, 12.6.1944; «Об обвинениях и криках», там же, 13.12.1944.

67. В своей книге «Берл» (Тель-Авив 1980) Анита Шапира тоже недоумевает, почему Берл не занялся работой по спасению, несмотря на свою глубокую боль по поводу происходящего, и приходит к выводу, что его возраст, болезнь и чувство изоляции от партии не дают удовлетворительного ответа, и вопрос остается открытым.

68. Две дискуссии получили более широкое освещение, чем другие. См. «Помни», стр. 14-34, там описываются пять «Взглядов на разрушение дома Израиля»: философа (Бубер), хасида (Шнеерсон), историка (Динур), писателя-журналиста (Яцив) и солдата-поселенца (Бен-Цион Исраэли из Кинерет). См. также «В замкнутом круге», стр. 88-107. В этой дискуссии участвовали, кроме членов Аль-доми, Ицхак Ламдан, Авигдор А-Меири, Бен-Цион Кац и Авраам Шарон (Шведрон).

69. Проф. Шнеерсон посвятил многие свои статьи анализу и описанию геноцида в двадцатом веке. Они собраны в его книге «Историческая психология Катастрофы и возрождения» (редактор Тор Шалом [ТАШ]), Тель-Авив, 1965».

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Blue Flag 2021

    Продолжается международное авиационное учение Blue Flag с участием ВВС Израиля, США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Греции и Индии.…

  • Синайская кампания 1956

    Записал с Алексеем Арестовичем беседу о Синайской кампании 1956-го года. https://www.youtube.com/watch?v=8NnE8umjpoU

  • Blue Flag 2021

    17 октября на авиабазе "Увда" началось очередное международное авиационное учение Blue Flag. Эти учения проводятся раз в два года, в этом году вместе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments