Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

"О еврейском ответе на причисление к святым монахини Эдит Штейн"

Из письма дирекции мемориала «Яд Ва-Шем» по случаю причисления Эдит Штейн к лику блаженных (беатификация) Папой Римским в мае 1987. [Причисление к лику святых (канонизация) - в октябре 1998].

Опубликовано в журнале «Ялкут морешет» центра «Морешет» по изучению Катастрофы, №43-44, август 1987. Выделения жирным шрифтом в оригинале.


«Аба Ковнер.

О еврейском ответе на причисление к святым монахини Эдит Штейн.


Я призываю вас подумать о созыве мирового съезда для озвучивания еврейского ответа на причисление Эдит Штейн к христианским святым.

Из всего, что я читал на эту тему, а это самая малая малость, выясняется не только фальсификация исторических фактов со стороны посланников Ватикана, в Германии и оттуда по всему миру, но и древняя католическая идея, скрывающаяся за сияющим нимбом новой святой: ее экстатическая исповедь, высказанная или записанная в моменты, когда она чувствовала, что ее ждет, «что ее смерть это искупление слепоты евреев признать истину христианской церкви» (цитата по памяти).

Эдит Штейн святая настолько же, как мы говорим о шести миллионах в общем кадише. Она была убита не из-за своего монашества и смены религии, а на основе нюрнбергских законов. Выясняется, что у Эдит Штейн в личном плане было несколько возможностей спасения, вопреки писаным нюрнбергским законам, если бы не несколько подлых предательств мелких и крупных служителей церкви, к которой она примкнула. Выясняется, что мать-настоятельница монастыря была среди выдавших ее гестапо, что епископы и Папа Римский отнеслись с небрежностью и преступным спокойствием к ее мольбам поднять голос протеста против антисемитизма и к ее эвакуации за пределы германской зоны оккупации. Еще и еще поразительные подробности, которые духовные пастыри христианской церкви скрывают в своих проповедях и сочинениях о Эдит Штейн, перед чьим изображением миллионы простых людей вскоре смогут преклонить колени и помолиться о милости заступничества обладательницы сияющего нимба.

«Наместник» не ошибается, как не ошибался его предшественник в дни Гитлера. Тот ожидал «с апостольским терпением», когда Гитлер закончит счеты с народом-ослушником, и он и христиане умоют руки. Иоанн-Павел II надеется с помощью интенсивной многоплановой деятельности привести к коллективному возвращению слепого собрания Израиля в лоно «истинной церкви». Не случайно и не бездумно сделал Папа Римский то, что сделал. И большая работа, уже ведущаяся в связи с этим во всех соборах Европы и вне ее, указывает на долгосрочный воспитательный процесс, который будет оказывать свое действие, так он надеется, на миллионы людей, и многих евреев в том числе. В сущности, это и есть скрытая идея еврейско-христианского диалога, к которому простодушные евреи с неизлечимым еврейским энтузиазмом приложили руку.

Многие миллионы, очевидно, большинство человечества, живут в нужде. Экономическая и политическая нужда, вопреки идеалам мыслителей 19-го и начала нынешнего века, умножают религиозное рвение. Происходит и, казалось бы, неожиданное: в понятие «нужда» следует включить и многие элементы того, что мы привыкли называть «счастьем и богатством». Боюсь, большинство жертв террора следующего десятилетия, и частично это уже происходит сейчас – будет не от рук террористических организаций, которые борются за национальное освобождение или против режима тирании, и не от рук голодных, а от террора сытых! И то, и другое это исторические обстоятельства религиозного пробуждения и мистики, и то, что делается на нашем заднем дворе, это мелочи по сравнению с происходящим в мире. Достаточно посмотреть на путешествия Папы Римского и на новые территории, которые он захватывает без танков. Этот Папа Римский не отказался от захвата Иерусалима! Этот поляк постарается любым путем способствовать крушению еврейского государства, которое является бунтом против Бога! И в этом у него есть, разумеется, невежественные младшие братья на нашей улице.

Отдельные смелые интеллектуалы из числа христиан не боятся раскрыть намерение создать алиби, которое должно затушевать вину католической церкви в заговоре молчания во время уничтожения и моральную ответственность за ее принципиальные позиции, взлелеянные во всех христианских странах, о вине евреев в убийстве Бога. Идеи ненависти к Израилю, которая, несмотря на все извивы предназначенной для немногих теологии, глубоко проникла в души миллионов и выстлала дорогу к величайшему убийству в наши дни.

И здесь точка, связывающая с «Яд Ва-Шем». Я не должен объяснять вам, для чего предназначен «Яд Ва-Шем». Это дом народа, который отказывается уничтожаться. Но нет выживания без коллективной воли народа существовать. Какие странные пути у истории! Именно на пике исторического поворота, когда статус еврейского народа в мире изменился с восстановлением его суверенного государства, которое само по себе олицетворяет величайшее коллективное усилие евреев за всю их историю, кроме исхода из Египта, именно в это время на наших глазах эта коллективная воля расшатывается. Здесь не место распространяться о характеристиках этого явления и его причинах. Я не историк и не исследователь Катастрофы, но, по моему скромному мнению, среди прокладывателей пути для возвышения национал-социализма в Германии были не только голод, и тяготы войны, и ошибки политиков, и интриги олигархии, и слепота соседних государств, но во многом и «культур-дефетизмус», правивший бал на улицах Германии, в салонах и кабаре Берлина, с безудержным буйством. Некоторый «культур-дефетизмус» происходит с большой и широко выраженной частью израильского общества. Я не знаю, что он принесет с собой. Но я четко знаю, как глубокое ощущение, кто будет ожидать усиления этого процесса и поддерживать его, чтобы разрушить коллективную волю народа, который звался народом жестоковыйным. Одна из черт этого культурного кризиса это стремление к поспешному прощению без всякой цены наших исторических врагов и противников. В отличие от многих, у меня нет ни тени опасения за существование со стороны ООП. Не они и не различные Хизбаллы разрушат государство, прежде чем разрушатся сами и нанесут непоправимый ущерб национальному интересу, который они якобы представляют. Рано или поздно присоединится к мирному окружению или хотя бы к не-военному окружению еще одно арабское государство, и еще одно, и не мечом решатся большие и сложные проблемы нашего региона. У меня в сердце тяжелое опасение перед силой державы-не-державы, которая владеет миллионами сердец людей, родившихся после Гитлера, и в странах, где никогда не видели еврея, и чья рука протянута якобы за прощением без цены стирания идей ненависти против еврейского народа в своих писаниях и устных поучениях своих проповедей, это исторический процесс, направленный на разрушение заблудшего народа, пока не перестанет слышаться его весть из Иерусалима и из Сиона! Причисление мученицы Штейн к христианским святым повлияло на меня так, как со мной не было много-много лет. Потому что я тоже хотел верить в экуменический диалог. Я не могу доказать это более, чем заостренным заявлением: перед нами организуется новый крестовый поход без копий и мечей! Исторической обязанностью является раскрыть спрятанное за этим мерзким актом освящения мученицы-вероотступницы перед лицом Государства Израиль в поколении уцелевших в Освенциме.

Я не предлагаю выпустить декларацию; тем более из политических кругов. С этой проблемой следует бороться духовным путем, и сделать из нее лакмусовую бумажку отношений евреев и христиан в поколении возрождения. Это обязанность «Яд Ва-Шем». Укрепить коллективную волю народа перед лицом ее разрушителей это одна из основ урока Катастрофы, и нет важнее ее.

Я предлагаю отложить любой другой запланированный научный съезд и организовать научный съезд мирового масштаба, с участием зарубежных историков, которые уже высказывались, а также составительницы биографии Эдит Штейн, раскрывающей поразительные аспекты, и придать этому съезду силу и мировое звучание, и превратить этот вопрос в воспитательный процесс во всех школах, как епископы Папы Римского уже делают у себя! С надеждой, что из смелого раскрытия правды, возможно, вырастет начало новой надежды, диалога без затушевывания с длинной тенью еврейской истории».
Subscribe

  • Эльад Пелед

    Эльад Пелед (Райсфельд) родился в 1927 в Иерусалиме. 1945 - вступил в ПАЛЬМАХ. 1946 - командир отделения. 1947 - командир взвода. Война за…

  • "Дембеля все уважают"

    Главный прапорщик Ицхак Таито по достижении возраста 80 лет уходит в отставку. Он призвался в 1959, и с 1968 до сих пор был дисциплинарным…

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 80 comments

  • Эльад Пелед

    Эльад Пелед (Райсфельд) родился в 1927 в Иерусалиме. 1945 - вступил в ПАЛЬМАХ. 1946 - командир отделения. 1947 - командир взвода. Война за…

  • "Дембеля все уважают"

    Главный прапорщик Ицхак Таито по достижении возраста 80 лет уходит в отставку. Он призвался в 1959, и с 1968 до сих пор был дисциплинарным…

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…