Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

Забытый день памяти

Опубликовано в журнале «Ариэль» №183-184, июль 2008, стр. 145.

«Забытый день памяти.

Ривка Амбон.

В 1940-ом году была сделана попытка включить в еврейский календарь день памяти павших, у которой не было продолжения. Дело происходило в начале второй мировой войны. Никто еще не предполагал, каких масштабов достигнет война, и конечно не предполагал катастрофы европейского еврейства. Эрец Исраэль была после трех лет арабского восстания (1936-1939), и ишув оплакивал сотни жертв, павших в кровавых событиях.

Национальный комитет решил провести день памяти павших в годовщину событий. День погрома евреев Яффо 27 нисана 5696 (1936) считается днем начала событий, и было принято решение увековечить эту дату. В специальном сообщении было сказано:

«Секретариат «Кофер а-ишув» решил объявить день 27 нисана (5 мая), день годовщины кровавых событий, «Днем памяти» еврейского ишува в стране. Сделаны все требуемые приготовления, чтобы придать этому дню символическую и практическую ценность. Согласно предложению, утром этого дня состоится церемония закладки памятников святым, будет дан общий сигнал к траурному молчанию во всем ишуве, и в тот же вечер будут проведены народные собрания. Также будет распространен специальный знак для надевания в этот день, и будет издана брошюра «Изкор» со списком погибших».
(Гаарец, 23 адар бет 5700, 2.4.1940).



«Национальный комитет собрания Израиля
Исполнительный комитет системы образования
Отдел образования

Иерусалим, 10 нисана [ошибка, должно быть 6 нисана. Д. Г.] 5700
14.4.1940

Директорам школ.

Уважаемые господа,

По случаю четвертой годовщины событий 5696 от имени «Кофер а-ишув» будет проведен в воскресенье, 27 нисана, день памяти погибших Родины. В этот день ишув воссоединится с памятью сотен своих сыновей и дочерей, безвременно ушедших на страже труда и созидания, и повсеместно будут проведены соответствующие церемонии.

Настоящим прошу провести в указанный день памяти траурное поминовение, в котором будет выражено чувство учеников и всех нас, в память святых, павших жертвой на алтаре созидания нашего национального дома. В церемонию поминовения следует включить траурное молчание в течение 3 минут, которые установлены на 11 часов и начнутся по сигналу общей сирены в данном месте и по звуку школьного звонка.

С уважением,
И. Азриягу,
и. о. директора отдела образования».

Таким образом, перед нами все элементы дня памяти, как мы знаем их сегодня. Но вскоре выяснилось, что установленная дата проблематична, и через несколько дней было опубликовано исправление:



«Кофер а-ишув
Поселенческая комиссия при национальном комитете
Комиссия по обороне

Тель-Авив, 10 нисана 5700 / 18.4.1940

Уважаемые господа,

а) Сообщаем вам, что согласно установлению, что не отпевают в нисан, мы переносим «День памяти героизма» о кровавых событиях с 27 нисана на 4 ияра. В этот день (воскресенье, 4 ияра – 12.5.1940) на кладбищах пройдет церемония закладки памятников нашим святым. Во время этой церемонии – в 10.30 утра – просим вас, чтобы ваше заведение участвовало в общем объединении ишува, и просим провести в этот час специальную церемонию в вашем дворе, по следующей программе:

1. 10.30 утра – общее построение учеников во дворе школы;
2. лекция директора или одного из учителей о значении этого дня;
3. поминальная молитва;
4. 11.00 – (по сигналу сирены в ишуве) – почетное молчание в течение 3 минут;
5. «Атиква».

б) К этому дню мы издаем специальную брошюру «Изкор», которая послужит кратким путеводителем по могилам наших погибших в стране. Ее цена будет символической – 5 милей – и все доходы будут в пользу установления памятников на могилах святых. Мы хотим распространить ее среди всех учеников школ в стране. Будем вам благодарны, если вы сообщите об этом в стенах вашего заведения и объясните ученикам значение покупки этой брошюры. Нужное количество вы получите немедленно после издания, и мы заранее благодарим вас за хлопоты, связанные с его распространением среди учеников.

в) Прилагаем для инструктирования «Конспект для лектора».

Уверены в вашей помощи.

С уважением,
временный секретариат».

Таким образом, за восемь лет до того, как 5 ияра стало днем провозглашения государства, и за 11 лет до того, как было решено, что день памяти павших будет примыкать к Дню Независимости и будет проводиться 4 ияра, этот день уже устанавливался как день памяти!

Однако этот день существовал всего один год, и, согласно сообщениям в газетах, он прошел успешно. Даже проблемы, такие как запрет, наложенный британскими властями на включение сирены в смешанных городах, были решены. В газете «Гаарец» от 4 ияра 5700 / 12.5.1940 мы читаем:

«...Из-за требования властей отменить сирену для сигнала о молчании в Тель-Авиве, Хайфе и Иерусалиме, от каждого гражданина требуется точно соблюсти время, установленное для почетного молчания в память о наших погибших. Молчание начнется ровно в 11.00 утра и продлится до 11.02...».

В Хайфе пошли дальше: так как там не могли использовать сирену, было сообщено, что сигнал к молчанию «...будет дан не сиреной добровольной пожарной дружины, как было сообщено, а поднятием палок в руках пожарных, которые будут стоять на перекрестках дорог на Адар а-Кармель...».

Как получилось, что этот день памяти существовал только один год? По окончании тяжелых лет арабского восстания еврейский ишув вышел более укрепленным и организованным во многих областях, что выразилось и в организации дня памяти. Возникла надобность в общем дне траура из-за создавшихся обстоятельств. Вместе с тем, несмотря на успех в проведении, этот день памяти исчез из еврейского календаря, до тех пор, пока спустя годы, без всякой связи с ним, была установлена та же дата: 4 ияра, как общий День памяти погибших в войнах Израиля.

В источниках об этом дне памяти нет ясного упоминания, задумано ли было проводить его ежегодно, или изначально речь шла об одноразовом событии. Однако из формулировок решений об этом дне можно понять, что речь идет о дате, отмечание которой должно повторяться.

Видимо, события второй мировой войны захватили общественную повестку дня. Беспокойство из-за приближающегося к Эрец Исраэль фронта и из-за судьбы евреев Европы, очевидно, затмили собой напоминание о павших. Кроме того, в 1941-ом 4 ияра выпало на день 1 мая, отодвинувший день памяти, который был новым в еврейском календаре.

Вернемся к началу нашего рассказа. 27 нисана было, как мы помним, первоначальной датой, выбранной как день памяти, но от которой затем отказались. Когда Государство Израиль размышляло над установлением даты Дня памяти Катастрофы и героизма, восстание варшавского гетто было выбрано как достойная дата. Восстание началось в канун Песаха, 19 апреля 1943, невозможная для проведения дня памяти дата. Поэтому была выбрана дата еврейского календаря, соответствующая 19 апреля, как это выпало в 1955-ом, 27 нисана!».


Несколько примечаний к статье.

В 1949 и 1950 отдельного дня поминовения павших не существовало, и траурные церемонии на военных кладбищах проходили в день 5 ияра, который был установлен правительством в марте 1949 как День Независимости, так как в этот день в 1948 было провозглашено создание Государства Израиль. Семьи павших были очень травмированы тем, что их скорбные церемонии и общие празднества по случаю Дня Независимости проходят одновременно, что не позволяет достойного поминовения. Поэтому премьер-министр и министр обороны Давид Бен-Гурион создал в 1951 общественную комиссию, которая рекомендовала проводить «День памяти героев Войны за Независимость» 4-го ияра, за день до Дня Независимости. К Дню Независимости 1951-го года эта рекомендация была принята правительством, и с тех пор установилась израильская традиция предварения праздника годовщины независимости трауром по погибшим, как упомянуто и в статье. В 1963 Кнессет принял «Закон о Дне памяти погибших Войны за Независимость и Армии Обороны Израиля», в котором принятые ритуалы были оформлены официально. С годами в закон вносились изменения и дополнения, и в 1980 его название было изменено на «Закон о Дне памяти погибших в войнах Израиля».

В 1951 году Кнессет решил установить дату дня памяти Катастрофы. В те годы, как и в несколько последующих десятилетий, основной идеологический упор делался на память о тех, кто активно сопротивлялся уничтожению, поэтому наиболее подходящим событием считалось начало восстания в варшавском гетто – 14 нисана 5703, 19 апреля 1943. В первые годы существования государства его отмечали по грегорианскому календарю, 19 апреля, но официально установленного дня памяти не было, Кнессет занялся этим вопросом только в 1951, как уже сказано. Официальный день следовало устанавливать по еврейскому календарю. Однако, как упоминает и Ривка Амбон, непосредственно в канун праздника Песах невозможно проводить траурный день памяти. Поэтому на заседании Кнессета 12 апреля 1951 была принята «компромиссная дата» - 27 нисана, через шесть дней после окончания пасхальной недели и за неделю до Дня памяти героев Войны за Независимость. Дата была достаточно близка к годовщине восстания, и, по словам депутата Кнессета от фракции Объединенный религиозный фронт рава Мордехая Нурока, соответствовала дате многих крупных еврейских погромов в Европе со времен крестовых походов (см. Том Сегев, "Седьмой миллион", стр. 425, со ссылкой на протокол заседания).

Таким образом, в своем предположении «была выбрана дата еврейского календаря, соответствующая 19 апреля, как это выпало в 1955-ом, 27 нисана» автор ошибается. В 1955-ом 19 апреля действительно выпало на 27 нисана, но это не могло повлиять на установление даты Кнессетом в 1951. Зато есть другое совпадение, а именно совпадение с темой статьи: день начала арабского восстания 1936-1939, выбранный первоначально в 1940-ом как день памяти, 27 нисана 5696, соответствует 19 апреля 1936. Но никаких упоминаний о том, что это совпадение и вообще память о жертвах восстания 1936-1939 как-то упоминались при установлении даты дня памяти Катастрофы, в известных мне источниках нет. Видимо, это такое же случайное совпадение, как и с 4 ияра.

Первоначально в 1951 Кнессет принял название дня памяти как «День Катастрофы и восстания гетто». Многие общественные организации переживших Катастрофу протестовали и заявляли, что одно восстание, каким бы героическим оно ни было, не отражает всей картины активного и пассивного, «гражданского» сопротивления, поэтому название несправедливо. Из-за этого название было официально изменено в 1959 на «День памяти Катастрофы и героизма» (впервые это название было упомянуто в 1953 в законе о создании мемориального комплекса Яд Ва-шем: «Закон о памяти Катастрофы и героизма – Яд Ва-шем»).

Кроме того, возникла проблема, тоже упомянутая в статье, и из-за которой день памяти перенесли в 1940 с 27 нисана на 4 ияра: «не отпевают в нисан». В галахическом кодексе Шульхан Арух, раздел Орах Хаим, 429, 2, сказано: «Не падают на лице свое весь месяц нисан, и не говорят «Справедливость Твоя» в субботней дневной молитве, и не отпевают в него, и не постятся в него в память обществу, но первенцы постятся в канун Песаха». Это отражает галахическое мнение, что в месяц нисан не следует вести себя согласно траурным обычаям, даже если у человека траур, кроме особо оговоренных случаев. Поэтому главный раввинат Израиля неоднозначно воспринял установление даты дня Катастрофы на 27 нисана, тем более что он еще в 1949 постановил отмечать в пост 10 тевета (в память о начале осады Иерусалима вавилонянами) также и день общего поминовения покойных, чей день смерти неизвестен, имея в виду и жертв Катастрофы, современной параллели разрушения Храма (первое решение об этом было принято еще в 1947 раввинатом подмандатной Эрец Исраэль).

С другой стороны, многие иудеи придерживаются традиции начинать траурные обычаи периода «отсчета омера» сразу после окончания пасхальной недели, не дожидаясь окончания месяца нисан. Поэтому по многим мнениям, установление дня памяти 27 нисана не противоречит галахе: как сказано выше, рав Нурок, депутат от религиозной партии, тоже был не против этой даты. Тем не менее, ультраортодоксы не принимают этот день и по этой причине, и из-за проблемы установления ежегодного траурного дня в дополнение к уже установленным мудрецами прошлых веков, и из-за нееврейских обычаев этого дня - сирена, минута молчания и т.д.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 26 comments