Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

Выставка «Военное искусство Советской Армии»

Журнал «Маарахот», июнь 1949, стр. 91.

«Военное искусство Советской Армии.

Ш. Г.

Первое впечатление, которое получает посетитель выставки «Военное искусство Советской Армии» (проходила в зале «Габима» в Тель-Авиве, в апреле 1949), это впечатление силы; военной силы, полной осознания своей ценности, армии, гордой своим прошлым и своими свершениями. Хотя совершенно ясно, что эта выставка в основном пропагандистская, но пропаганда здесь, в сущности, не армии как таковой, не военной силы – что является темой выставки, а больше самой победы Советского Союза, отражения иностранного захватчика. Красная Армия не нуждается, очевидно, в рекламе, и возможно, что данной выставки, относительно узкой, не хватило для ее достойного представления; и поэтому ей достаточно немногочисленных фотографий, создающих впечатление ее большой силы, даже если они не отражают полной картины этой силы.


В верхнем ряду: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Александр Суворов, Михаил Кутузов, Павел Нахимов.
В нижнем ряду: Михаил Фрунзе, Климент Ворошилов, Семен Буденный, Иосиф Сталин в 1919, Сергей Киров, Николай Щорс, Василий Чапаев.
«Военный героизм народа на протяжении поколений: собрание портретов - от князей-полководцев 13-14 веков через генералов и адмиралов 18-19 веков до командиров Красной Армии и партизанских вождей Гражданской войны 1917-1920, с памятником Минину и Пожарскому в центре - символизирует цепь проявлений традиции героизма и военного умения. Поразительный пример воспитания нынешнего героизма путем черпания из источников прошлого».


Основной недостаток выставки это этапы развития и переходные состояния, которые прошла Советская Армия с начала своей войны, в 1941, и до тех пор, пока она не смогла разбить и изгнать – и полностью уничтожить – нацистского захватчика в 1944-1945. Ты не видишь развития армии в эти четыре судьбоносных года – развития в людях, в оружии, в снаряжении и организации. Представленные фотографии в большинстве, видимо, из позднего периода, и показывают только результат, победоносную армию, в то время как могли бы быть не менее интересными и поразительными фотографии, которые покажут, одну против другой, степени прогресса, произошедшие в создании этого громадного механизма. Потому что именно этот прогресс, непрестанное улучшение военной силы, и есть великое деяние, и это то, что было на стороне Советского Союза и позволило ему победить. Величие Красной Армии, возможно, выражается в ударах, которые она выдержала без того, чтобы они ее раздробили, еще более, чем в ее победах в последующие годы.

Исключением в данном аспекте является, возможно, диаграмма, показывающая развитие в концентрации артиллерийского огня в Красной Армии; от 45 орудий на километр фронта в начале 1942 и до 228 в августе 1944. И действительно, каждый посетитель сразу же притягивается к этой таблице. Но, как уже сказано, это исключение на данной выставке, которое не может полностью компенсировать отсутствия подобных демонстрирующих поразительных цифр, и тем более отсутствия фотографий различных периодов, которые покажут стойкость – и процесс постепенного преодоления – Советской Армии.

Да, хорошо выглядит стенд, показывающий форсирование рек Красной Армией. По сути, это из единичных выдающихся случаев, когда современная армия должна была преодолевать такие широкие реки, в таком большом количестве, в боевых условиях. И Советская Армия справилась с этими препятствиями с необычайным успехом и проявила большую виртуозность в преодолении «водных преград» (согласно распространенному русскому военному выражению). Есть много поразительного в примененных ею методах, от самой отчаянной личной уловки до задействования многочисленной тяжелой техники. Но опять, фотографии на выставке только показывают моменты различных переправ, не задерживаясь на «искусстве» переправы.

Отдельная стена выставки посвящена советским оперативным наступлениям на различных фронтах. Для каждого района отдельная карта – показывающая стрелками направления наступления. Но эти карты не показывают зрителю общего плана боев, так как показанная картина не полна, и ты не знаешь, как сочетались вместе все эти местные сражения.



Кроме прочего, жаль, что на выставке не было отведено места для отражения великой войны в советской живописи и скульптуре. Даже разумное использование цветных репродукций, например из приходящих в Израиль русских журналов, могло бы позволить устройство достаточно интересной мини-выставки такого плана.

Если мы попытаемся подвести итог, то выставка, несмотря на многое, что в ней есть, страдает несовершенностью. Зрителю кажется, что она была создана без того, чтобы ей было установлено, заблаговременно, четкое информативное направление. Есть много возможностей для представления уроков войны Советской Армии и их подчеркивания, которые не были использованы в рамках данной выставки. Нельзя сказать, что здесь было полностью выражено военное искусство Советского Союза. Это искусство, с его неожиданными достижениями и поразительными уровнями подъема, и великая кампания 1941-1945 заслуживают, чтобы их представили еще раз, более широко, и с использованием всех методов представления, показа и объяснения, разработанных в музеях и выставках армий и войн.

Будем надеяться, что этот раз, для израильского интересующегося и изучающего, еще наступит».
Subscribe

  • Эльад Пелед

    Эльад Пелед (Райсфельд) родился в 1927 в Иерусалиме. 1945 - вступил в ПАЛЬМАХ. 1946 - командир отделения. 1947 - командир взвода. Война за…

  • "Дембеля все уважают"

    Главный прапорщик Ицхак Таито по достижении возраста 80 лет уходит в отставку. Он призвался в 1959, и с 1968 до сих пор был дисциплинарным…

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 20 comments

  • Эльад Пелед

    Эльад Пелед (Райсфельд) родился в 1927 в Иерусалиме. 1945 - вступил в ПАЛЬМАХ. 1946 - командир отделения. 1947 - командир взвода. Война за…

  • "Дембеля все уважают"

    Главный прапорщик Ицхак Таито по достижении возраста 80 лет уходит в отставку. Он призвался в 1959, и с 1968 до сих пор был дисциплинарным…

  • "Угар нэпа, нет того энтузиазма"

    В прошлом году мы говорили о том, что 646-я резервная десантная бригада в связи с переходом из 252-й дивизии ЮВО в новую "много-театровую" 99-ю…