Давид (david_2) wrote,
Давид
david_2

Categories:

Ай, Аллах, ай, Аллах, мне пошли прогресс в делах

Кто во всех делах основою
Догадался сделать новое -
Тот сегодня небывалыми
Заправляет капиталами.

Нищих умников с дипломами
Я домой пустил с поклонами,
Но с порога молвил строго я:
"Все менять, основ не трогая!".

В остальном война отсталому,
Древнему и бестолковому,
Чтобы с этих пор по-новому
Оставалось все по-старому.


В продолжение обсуждения идей бывшего начальника "Института оперативной теории" бригадного генерала Шимона Наве. Его снобизм и наезды на всех вокруг меня мало интересуют, я именно об идеях, вернее, о том, почему с ними носились, как с письменной Торой, а вышло, как с писаной торбой. Почему "thinking out of the box" не всегда полезно.

Основными проблемами на командном уровне во время войны были нарушения базовых принципов ведения общевойскового боя. Упорство в достижении целей и выполнении задач, активность, решительность и непрерывность ведения боя, сосредоточение основных усилий войск на главном направлении и в нужное время, боевой дух, простота замысла и т.д. Всё это практически по всем пунктам было благополучно провалено, где на этапе планирования, где на этапе выполнения, где на обоих этапах. Новые идеи о "системном подходе" не должны были мешать этим принципам, они должны были дать новые и полезные инструменты для их осуществления. На деле же они стали только поводом для смеха над странными и непонятными "поэтическими" приказами на "оперативном новоязе".

В толковании Торы есть принцип "Тора не выходит за рамки простого смысла". Если какой-либо мидраш или талмудическое объяснение выглядят противоречащими написанному в тексте Торы, значит, ученик не понял, что именно имеется в виду. Подобное произошло и здесь. Новые теории не должны заменять основы, они должны быть надстройкой, украшением, выводом их на новый уровень. Если замысел нарушает базовые принципы, он неверен, даже если по новой теории всё выглядит гладко. Почему же ученик "не понял, что именно имеется в виду"? Потому, что его плохо учили.

Главной задачей института Наве, его же словами, являлось создание "архитекторов", командиров оперативного уровня, как среднего и сводящего вместе уровни "ремесленников"-тактиков и "предпринимателей"-стратегов. Проблема в том, что архитектора в армии можно вырастить только из ремесленника, а ремеслу можно учить двумя способами: школа либо натасканность. В АОИ традиционно ремесленников натаскивают на практике, школы как таковой не существует. Именно поэтому в отчетах о второй ливанской войне звучали слова: "на протяжении нескольких лет перед войной в армии шел процесс потери знаний". Командиры совершенствуются в сиюминутном, достигают в этом успехов и продвигаются выше. Они умеют то, что делают, а не то, что должны уметь. Интифада пожрала умственные усилия, финансы и человекочасы, и во время войны оказалось, что командиры прекрасно умеют, но не то, что нужно на войне.

Базовые принципы вбиты слабо: школы нет, офицерские курсы были давно, а жизнь натаскала на другое. И это "другое" стало не только вынужденной необходимостью, но даже предметом гордости: международные выставки и симпозиумы о "конфликте низкой интенсивности", все флаги в гости к нам, перенимать опыт. А в области "что нужно на войне" офицерам давали только новомодные теории. Перспективные и расширяющие горизонты, но надстройки. База, которую раньше в перерывах между войнами поддерживали на учениях, исчезла вместе с учениями. Получился ученик, жонглирующий каббалистическими терминами, но не знающий, что свинину есть нельзя. Когда-то слышал, но на практике как-то подзабылось, не до того было. Или, в другом случае, и терминами не жонглирующий по недостатку интеллекта, и основами кашрута тоже владеющий слабо. На экзамене, встретив подложенную свинью, проваливаются оба.

Это не значит, что мудрый Наве весь в белом, а виновата только косная система, которая не дала офицерам нужной базы для правильного восприятия его грандиозных идей. От него тоже вместо самоупоительного квази-интеллектуализма требовалось подстраивание идей под реалии и перевод их на военный язык (еще один принцип толкования: "Тора говорит языком людей"), и вообще учитель всегда при чём, если ученик провалился, и какие у самого учителя отношения со "свининой", тоже еще вопрос, но в данном случае речь о проблеме в целом. Нет достаточного "бокса", из которого может быть полезно выходить "аут". Нок-аут, разве что.

Волна послевоенных учений на всех уровнях это хорошо, потому что натасканный всяко лучше ненатасканного, но школы это не заменит. И нынешнее создание военной академии с планами обязательного обучения перед занятием высших должностей это шаг в правильном направлении, но проблемы кардинально не решит, пока не будет психологического изменения. Это просто очередная мода, "возвращение к старым добрым ценностям", так же, как прошлой модой были теории Наве. Полезная, но мода. Несмотря ни на что, учеба в армии по-прежнему на втором, если не на третьем, месте. Это или багаж для будущей гражданской жизни, поэтому изучают всё, что угодно, только не военную науку, или удобный способ переждать до следующего назначения. Вопрос, может ли это психологическое изменение произойти и быть достаточно глубоким, чтобы дать нужный результат, учитывая, что это проблема не только армии, но и общества. Вознесение практиков над теоретиками и решений на коленке над писаными уставами это не только "дух ПАЛЬМАХа", но и дух "государства Партачия" вообще.

А пока остается уповать на то, что какое-то время будут натаскивать на то, что нужно, и повторять нужное слово "халва", вместо "суши". Слаще особо не станет, но и то хлеб.
Subscribe

  • Blue Flag 2021

    Продолжается международное авиационное учение Blue Flag с участием ВВС Израиля, США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Греции и Индии.…

  • Синайская кампания 1956

    Записал с Алексеем Арестовичем беседу о Синайской кампании 1956-го года. https://www.youtube.com/watch?v=8NnE8umjpoU

  • Blue Flag 2021

    17 октября на авиабазе "Увда" началось очередное международное авиационное учение Blue Flag. Эти учения проводятся раз в два года, в этом году вместе…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 39 comments

  • Blue Flag 2021

    Продолжается международное авиационное учение Blue Flag с участием ВВС Израиля, США, Германии, Великобритании, Франции, Италии, Греции и Индии.…

  • Синайская кампания 1956

    Записал с Алексеем Арестовичем беседу о Синайской кампании 1956-го года. https://www.youtube.com/watch?v=8NnE8umjpoU

  • Blue Flag 2021

    17 октября на авиабазе "Увда" началось очередное международное авиационное учение Blue Flag. Эти учения проводятся раз в два года, в этом году вместе…